Сохранение и развития традиционных культур России и их взаимодействия является залогом посвящен проект социальной стабильности в обществе. По словам В.В. Путина, "Для России с её этническим, культурным разнообразием и сложным национально-государственным устройством — языковая политика, безусловно, один из очевидных приоритетов. Вопросы сохранения и развития всех языков народов страны имеют важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства, укрепления государственного суверенитета и целостности России".
Языковая ситуация в республике Бурятия характеризуется бурятско-русским и русско-бурятским билингвизмом. Однако, в регионе существует тенденция к потере родного языка и культуры, национальной самобытности. В 2005 г. ЮНЕСКО внесла бурятский язык в Красную книгу исчезающих языков планеты. В 2014 году была утверждена государственная программа развития и сохранения бурятского языка, которая будет реализовываться до 2020 года. Всего в Бурятии обучается 132475 учащихся, из них 67287 детей сегодня изучают бурятский язык в 352 школах, что составляет 51 %. Бурятский язык как родной изучают 8474 ребенка в 100 школах, бурятский как государственный или второй изучают 58813 в 252
школах республики. Из всего контингента учащихся количество детей-носителей бурятского языка (бурят) составляет 42235 человек. Из них хорошо владеют 16432 человек (38,9%), плохо владеют - 14722 (34,8%), не владеют языком - 11443 (27%). Среди детей дошкольного возраста насчитывается 14959 носителей бурятского языка, то есть бурят, которые занимаются в дошкольных образовательных организациях, из них хорошо владеют родным языком 4397 чел. (29,4%), плохо
владеют - 3470 ( 23,1%), не владеют - 7195 (48%). Результаты приведенного мониторинга свидетельствуют о существенном понижении говорящих и тем более пишущих носителей бурятского языка. Количество учителей в Бурятии
составляет 8633 человека. Из них 319 человек (3,7%) - учителя бурятского языка. В связи с увеличением количества школ с преподаванием и изучением бурятского языка потребность в учителях возрастает. 61,4% учителей находятся в возрасте 35-55 лет. На 1 учителя бурятского языка приходится 212 учеников. Сегодня в Бурятии в двух учебных заведениях идёт подготовка учителей бурятского языка и литературы (20-25 человек в год). Несмотря на то, что в республике создаются
условия для изучения бурятского языка, тиражируются учебные издания для обеспечения деятельности образовательных организаций, в том числе для дошкольных образовательных организаций и для начальной школы, язык
предков уходит из семьи, поскольку родители современных учащихся уже не владеют родной речью. У нынешних детей нет чувства языка, которое крайне трудно привить только школьными уроками. Поэтому постепенно бурятский язык
исчезает. На мой взгляд, это связано с тем, что не уделяется соответствующего внимания методике преподавания бурятского языка. Забвение родного
языка ведет к утрате самобытности любого народа, с ним исчезает целый пласт культуры, поэтому исчезновение языков — это угроза не только для отдельных носителей нескольких языков и культур, но и для всего мирового культурного наследия.
Для формирования, развития или сохранения бурятско-русского или русско-бурятского двуязычия в республике Бурятия следует предпринять срочные меры. В первую очередь мероприятия должны ориентироваться на детей и
школьников, так как наиболее эффективное запоминание происходит в этом возрасте.
Сегодня дети рано знакомятся с различными гаджетами, и, как показывает практика, традиционные книги уже не способны надолго задержать их внимание. Инновационным подходом, позволяющим решить эту проблему, может стать интеграция полиграфии и технологии дополненной реальности.
Известно, что превосходные результаты в усвоении материала обусловлены совмещением образования и игры. Представьте себе яркую карточку с картинкой, допустим, собачки. А теперь представьте, что собачка с картинки вдруг станет объемной, начнет бегать и прыгать. Нажав кнопку, можно услышать как звучит слово на бурятском языке.
Благодаря этому приложению запоминание слов больше на увлекательную игру, а не на скучную «зубрежку». Ребенок перемещает карточки с картинками перед камерой, а на экране планшета или смартфона возникают веселые анимированные 3D модели, каждая модель сопровождается озвучиванием слова на бурятском языке, которое можно сразу повторить. Таким образом, мозг работает на визуальное запоминание, восприятие на слух, а также задействованы речевые функции