1 сентября 2019 года весь мир будет вспоминать, что в этот же день 80 лет началась Вторая мировая война.
Вторая мировая война (1939 – 1945 гг.) – крупнейший в истории военный конфликт, развязанный гитлеровской Германией и ее союзниками на территории Европы, Азии и Северной Африки.
Сейчас история «старательно» переписывается. Что делать? Вечный вопрос.
Мы подготовили предметный проект и ужаснулись его результатам… Чтобы узнать, достаточно ли того, что современные школьники изучают в школе о Второй мировой войне, чтобы владеть хотя бы элементарным представлениям об основных событиях, мы провели опрос среди учащихся нашей школы. В опросе принимали участие учащиеся 2-11 классов. Всего мы опросили 234 человека (78% от учащихся этих классов). Учащихся 2-4 классов – 118 человек, 5-9 классов – 82 человека (72%), 9-11 классов – 34 человека (67%).
Проанализировав ответы учащихся, мы получили следующий результат.
Среди учащихся 2-4 классов верно назвали праздник День Победы 79% (90 человек), неверно – 21% (28 человек), среди неверных ответов были названы такие праздники как Женский день, День космонавтики, День защитника Отечества; правильно назвали дату Великой Отечественной войны (22 июня 1941 – 9 мая 1945 гг.) 31% учащихся (36 человек), при этом только два человека назвали полную дату (число и год), 69 % опрошенных (82 человека) не ответили на этот вопрос или ответили неверно; 71% (84 человека) верно назвали основные воюющие страны (Россия и Германия), 29% (34 человека) неверно ответили на данный вопрос, при этом несколько человек назвали Украину противником России.
Среди учащихся 5-8 классов правильно назвали дату второй мировой войны (1 сентября 1939 – 2 сентября 1945 гг.) только 2 человека (2%), вместо даты Второй мировой войны 59% (48 человек) учащихся назвали годы Великой Отечественной войны, это говорит о том, что большинство учащихся не разделяют эти два события, 39 % (32 человека) неправильно написали дату или вообще не ответили на этот вопрос. 20% учащихся (16 человек) назвали хотя бы одну из стран-союзников Германии, 33% (27 человек) назвали саму Германию в качестве союзника, 52% опрошенных (42 человека) не ответил на этот вопрос или ответили неверно, назвав среди союзников Германии США, СССР, Францию, Польшу, Китай. 32% (26 человек) учащихся назвали хотя бы одну страну, входящую в состав антигитлеровской коалиции, при этом половина из них обозначил только Советский союз, 68% (56 человек) неверно ответили на данный вопрос, при этом 1 человек назвал Германию членом антигитлеровской коалиции. Отвечая на четвертый вопрос о роли Советского союза 3 человека (4%) не смогли ответить на данный вопрос, 96% опрошенных (79 человек) отметили, что СССР сыграл важную и ведущую роль в победе над фашистской Германией. При этом если учащиеся 5-7 классов давали преимущественно ответы, состоящие из одного-двух слов («важную роль», «одержали победу»), то учащиеся 8 класса отвечали полными развернутыми предложениями, отмечая значимость победы и последствия войны, если бы СССР не победил.
Среди учащихся 9-11 классов правильно назвали дату Второй мировой войны (1939 – 1945 гг.) 7 человека (21%). Вместо даты Второй мировой войны 58% (20 человек) учащихся назвали годы Великой Отечественной войны, это говорит о том, что большинство учащихся не обозначают Великую Отечественную войну как часть Второй мировой войны. 21 % (7 человек) неправильно написали дату или вообще не ответили на этот вопрос. 53% учащихся (18 человек) назвали хотя бы одну из стран-союзников Германии, 47% опрошенных (16 человека) неответил на этот вопрос или ответили неверно, назвав среди союзников Германии Польшу. 47% (16 человек) учащихся назвали хотя бы одну страну, входящую в состав антигитлеровской коалиции, при этом половина почти все из них назвали Советский Союз, США и только 4 человека вспомнили про Великобританию, 53% (18 человек) неверно ответили на данный вопрос. Отвечая на четвертый вопрос о роли союзных войск и второго фронта 3 человека (9%) не ответили на данный вопрос, 1 человек ответил, что СССР победил бы и без помощи союзников, 88% опрошенных (30 человек) отметили, что союзник и второй фронт сыграли важную роль и оказали существенную помощь Советскому союзу в победе над фашистской Германией. При этом если учащиеся 9 классов давали преимущественно ответы, состоящие из одного-двух слов («важную роль», «очень помогли»), то учащиеся 10-11 классов отвечали полными развернутыми предложениями, отмечая конкретные заслуги союзников (поставка продовольствия, медикаментов, техники, оттягивание существенных сил противника).
Таким образом, опрос учащихся нашей школы позволяет сделать вывод, что современные школьники не владеют фактическим материалом (даты, страны участники), при этом преобладающее большинство учащихся осознает значимость победы над фашизмом, последствия для страны и мира того, если бы гитлеровская Германия одержала победу, значимость помощи союзных войск и второго фронта в разгроме Третьего рейха. При том учащиеся 9-11 классов лучше владеют фактическим материалом, так как изучали Втору мировую войну на уроках истории, а учащиеся начального и среднего звена основную информацию получают во время проведения внеклассных мероприятий.
Поэтому, мы, как участники российского движения школьников, планируем в 2019-2020 учебном году реализовать социальный проект, связанный с изучением событий второй мировой войной. К 80-летию начала Второй мировой войны, 75-летнему юбилею Победы мы планируем составить календарь знаменательных дат, выпустить брошюры, оформить стенд и провести несколько классных часов для учащихся начальных классов и среднего звена, чтобы познакомить школьников с основными событиями Второй мировой войны.
увеличение количества детей разного возраста, хорошо владеющих информацией о ВОв и Второй мировой войне;
в поцессе реализации. Получена информация, полученная нами, позволяет создать маршрут реализации проекта.
https://vk.com/infocpsh