circle-checked

2 волонтёра готовы помогать

Наставничество

Наставничество

category-iconДети и молодежь
category-iconНаставничество

Организатор проекта

organizer-photo
Благотворительный фонд "В твоих руках"
Основной регион: Московская область
Охват проекта по регионам:
Владимирская область, Московская область, Москва
Показать полностью
Срок реализации: Бессрочно
socials-itemsite-icon

Описание

Большую часть своей жизни воспитанники детских домов живут в особом мире с готовой едой, бесплатной одеждой, общим распорядком, без возможности как-то влиять на свою жизнь. И вдруг, внезапно, в один день все меняется. Покидая детский дом, ребята впервые сталкиваются со многими возможностями и обязанностями, к которым семейные дети давно привыкли. И с огромным одиночеством. Справиться с таким резким изменением условий жизни удается далеко не всем.

Благотворительный фонд «В твоих руках» реализует программу наставничества в трех детских домах. Наша цель — найти для будущих выпускников детского дома добровольцев-наставников — взрослых, которые могли бы стать ребятам настоящими друзьями, помогли им узнать мир за пределами детского дома, поддержали во время перехода к самостоятельной жизни.

Зачем это нужно

Статистика показывает, что буквально в первые полгода после выпуска из детского дома подавляющее большинство бывших воспитанников детских домов попадают в неприятные истории: бросают учебу, становятся жертвами мошенников, влезают в крупные долги, оказываются без работы и средств к существованию. Многие так и не находят своего места в обществе.

Они обычные дети. Просто у них не было семьи, взрослых, которые объяснили бы им, откуда берутся деньги, что такое работа, кредиты, куда обращаться, если болят зубы или живот, что такое прописка, медицинская страховка и пр. У воспитанников детских домов есть учителя, воспитатели, кладовщики, нянечки, но, как правило, нет взрослого, которому они могли бы доверять, прийти со своим вопросом и проблемой. Именно таким взрослым должен стать доброволец - наставник.

Что делает наставник

Основная задача наставника – поддерживать контакт с ребенком. Конечно, лучше всего общаться лично. Но мы понимаем, что практически невозможно каждый день ездить в детский дом. Достаточно двух-трех посещений в месяц. В остальное время можно звонить, переписываться в социальных сетях и по e-mail. Перед наставником не стоит задача научить чему-то конкретному, поднять успеваемость – часто это происходит само собой, как сопутствующий эффект.

Нужно просто общаться: обсуждать, что интересно ребенку, рассказывать о том, что интересно вам, что вы любите, в чем хорошо разбираетесь. Это расширит кругозор ребенка, познакомит его с нашей обычной повседневной жизнью. Возможно, у него появится какой-то особый интерес, цель. Важная задача наставника – поддержать ребенка в трудных ситуациях. Как вы бы поддержали своего близкого друга. У ребят в окружении всегда в достатке людей, которые поучат, поругают и дадут «ценный совет». Им не хватает взрослого, который поможет им поверить в собственные силы, убедит, что все возможно, все получится.

Сложно ли быть наставником

Чтобы быть наставником не нужно никаких дополнительных навыков и знаний. Для ребёнка достаточно тех знаний, которыми обладает взрослый. Основная задача наставника - облегчить ребенку переход из детдома к самостоятельной жизни. Но от семейных детей воспитанников детских домов отличает одна важная особенность — мир их предал; не зная, кому можно верить, они никому не доверяют. Ребенок может вести себя необычно, проверять вас, испытывать «на прочность». 

Завоевать доверие, стать настоящим другом воспитаннику детского дома не простая задача. Справиться с этой задачей наставнику всегда помогут психолог и куратор проекта. 

Как мы отбираем наставников

Для начала, мы проведем встречу со всеми заинтересовавшимися проектом наставничества добровольцами.  Мы рассказываем о фонде, программе «Наставничество», подшефных учреждениях и предлагаем заинтересовавшимся заполнить анкеты. С каждым, кто решит стать наставником, мы беседуем лично, просим принести несколько необходимых по закону справок и при необходимости рекомендацию. После отбора все будущие наставники пройдут обучение.

Чему мы учим наставников

На специальном семинаре будущих наставников мы познакомим с основами детской психологии, расскажем об особенностях психологического развития воспитанников детских домов, присущих им моделях поведения, распространенных приемах манипуляции и как им противостоять, подробно обсудим задачи наставников, план действий.

Конечно, обучающая сессия включает не только теорию, но и практику - несколько тренингов на первое знакомство и установление контакта с ребенком.

После этого мы проанализируем особенности каждого кандидата и сформируем пары «наставник-ребенок», учитывая темперамент, интересы, личную историю и другие факторы. Очень важно, чтобы между наставником и ребенком установились доверительные отношения.

Как мы помогаем наставникам

После того, как наставник пройдет обучение и пара будет сформирована, мы расскажем наставнику о ребенке, его особенностях, интересах, характере, сильных и слабых сторонах, поможем составить план работы. Лучше узнать подопечного поможет также психолог школы-интерната, с которым наставник сможет встретиться в одну из своих следующих поездок, либо пообщаться по телефону или через интернет.

Встречи наставников будут проходить раз в два месяца. Кроме обмена впечатлениями мы будем рассказывать о детской психологии, особенностях развития детей в детских домах и школах интернатах, проводить тренинги на практику общения, игры, мастер- классы. На отдельные темы мы будем приглашать сторонних специалистов.

Наставник всегда может получить личную консультацию куратора программы и взрослого психолога, с которыми можно обсудить проблемы, возникающие в процессе знакомства с ребенком и дальнейшего общения. Получить психологическую помощь и поддержку при выгорании на личной встрече или с помощью интернета (например, по skype).

Наставничество в России – относительно новая форма волонтерства. Это не только способ улучшить жизнь детей сегодня, но реальная возможность повлиять на их будущее. По эффективности программа занимает второе место после усыновления или опеки.

Показать полностью

Цели проекта

Социализация и адаптация к самостоятельной жизни воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов посредством реализации программы Наставничества 

Показать полностью

Результаты проекта

Программа Наставничество реализуется фондом "В твоих руках" с 2017 года, за это время сложилось шесть пар ребенок-наставник, сопровождаемых фондом.

Проведя мониторинг пар за предшествующий год, координатор проекта совместно с психологами выделили следующие аспекты:

В парах большое внимание уделяется развитию социальных навыков, коммуникативности, самооценке подопечных детей, а также чтению книг, ценностной ориентации, профессиональной направленности. Наставники проявляют заботу к детям, проникаются проблемами детей и стараются по возможности помочь. В парах проявлено взаимопонимание, дети и наставники делятся секретами и ведут разговоры на личные темы, интересуются жизнью друг друга, главным в отношениях считают понимание и сочувствие, доброжелательность и юмор. Между Наставниками и детьми установлены четкие границы общения. В парах присутствует эмоциональная удовлетворенность проектом. Все существующие пары имеют потенциал для дальнейшего развития.

Основная сложность в реализации проекта связана с поиском добровольцев - наставников, учитывая удаленность подопечных учреждений (г.Калязин Тверской обл., с.Непецино Коломенского р-на). Именно поэтому мы как можно чаще используем возможность рассказать о проекте и заинтересовать местное население.

http://www.zhukvesti.ru/articles/detail/41625/ http://www.ehands.ru/news/1494/ http://www.ehands.ru/news/1483/

Показать полностью

Теги

дети
помощьдетям
Наставничество
детисироты
волонтерыдетям
наставникдлясироты
умнаяпомощь
фондвтвоихруках

Партнёры проекта

Прогулка Юли и Лены