4 волонтера готовы помогать
Марафон школьных СМИ – это дистанционные состязания команд школьных медиаобъединений России. С 2015 года ежегодно через проект проходит ок. 200 школ из большинства регионов страны; в 2022 общей сложности это более 3200 «медиаориентированных» детей и 380 педагогов.
Проект состоит из двух семестров: конкурсного и проектно-экспозиционного.
Во время конкурсного этапа (ноябрь-апрель) команды и индивидуальные участники соревнуются в разных жанрах и стилях: создают просветительские, образовательные, социально-значимые и др. медиапродукты, ориентированные на детско-юношескую аудиторию и наполняющие открытую медиатеку проекта. Для этого используется образовательная платформа НАШпресс (https://clck.ru/dXxsT).
На следующем, экспозиционном этапе (май-октябрь), события проекта разворачиваются в местах его присутствия: выставки-передвижки, Дни медиаграмотности, форумы школьных СМИ и отдельные активности.
В «свободную» программу Марафона включаются различные мероприятия (медиаигры, творческие встречи, журналистские «спецназы», рейды, акции, стажировки, мастер-классы и др.).Всего в марафоне 12-ть направлений: Дежурный по городу (репортерская эстафета по городам России – одна команда дежурит 1 неделю, за год эстафета «обходит» страну); ЭкоСМИ; Фокус-рейды и исследования (аналитика, статистика); Фотокросс и фотоклипинг; Словогрыз (создание словарей и каталогов); Моторы и эфиры (телевизионные форматы) и др. Эксперты оценивают работы сразу по мере поступления. Работы и оценки — в открытом доступе (табло марафона: https://lgo.ru/svodki/sezon.htm). По итогам конкурсного этапа в каждом из 12-ти направлений определяются обладатели 5 номинаций и «Золотого диплома». «Золотые дипломы» приравниваются к победе в Марафоне. Победители Марафона объявляются в Москве в апреле.
Уникальность проекта мы видим в использовании комплекса решений, позволяющих широко привлекать школьников к медиатворчеству без перегрузки детей и взрослых (то, что они делают в проекте, становится значимой частью школьной медиадеятельности и наоборот – работа в школьной редакции опирается на ритм марафона и получает мощную методическую подпитку).
Отличительная особенность Марафона — постоянная активность участников в теч. сезона. Участники работают не «для жюри», а для читателя и зрителя — своего и общероссийского. В 2022-23 мы ставим новую задачу — консолидировать вокруг проекта учителей-предметников, работающих с медиа на уроке.
Марафон является инструментом консолидации школьных СМИ, календарь проекта берут за основу в школах-участниках и, попав в проект, школы начинают работать в нем на долговременной основе.
В проекте работает медиаволонтерский отряд, в задачи которого входит сопровождение мероприятий, в планах - сделать медиаволонтеров кураторами направлений.
Создание и развитие среды для осмысленного и общественно-полезного медиатворчества школьников; повышение медиаквалификации педагогов и оказание методической и проектной поддержки учителям-предметникам по интеграции медиакомпонентов в учебные дисциплины. Повышение уровня медиаграмотности учеников и учителей в школах-участниках проекта.
В седьмом сезоне Марафона школьных СМИ (2021–2022 уч. г.) приняли участие 191 школьное медиаобъединение, в проекте были представлены 80 населенных пунктов из 40 регионов России (статистика: https://lgo.ru/svodki/itogi2022.htm). Пользуясь данными, предоставленными руководителями школьных СМИ, можно заключить, что в прошедшем сезоне в Марафоне школьных СМИ участвовали минимум 3900 школьников.
За этот год были запущены новые подпроекты: Иллюстрированный растолковый словарь народной культуры (пополнился 247 словарными статьями, https://lgo.ru/aya/cultura.htm), выставки-передвижки "Имя книги" 29 экспонатов, https://lgo.ru/proect/marafon/art/art2022_01_.htm), "Дежавю-школа" (https://lgo.ru/proect/marafon/art/art2022_02.htm, 28 экспонатов) и "Один день из жизни школы" (41 экспонат, https://lgo.ru/proect/marafon/art/art2022_03.htm).
В привязке к марафону школьных СМИ прошли обучающие курсы, в которых за год приняли участие более 450 педагогов. Курсы организованы совместно с генеральным партнером проекта - ФГБОУ ВО РГУ им. А.Н. Косыгина
Разработаны специальные модули веб-платформы проекта, что позволило упростить работу экспертов по оцениванию контента участников и повысить уровень прозрачности судейства. Разработанный методический кейс проекта, включающий описание концепции, пакета творческих заданий, критериальной системы оценивания (с упором на содержательность и общественную значимость), методики медиапроектирования событий (смарт-моб и др.) предложен медиапедагогам страны для использования в работе на местах. Таким образом, за прошедший год участники проекта – школьники повысили уровень своей медиаграмотности, овладели рядом новых компетенций, пополнили медиатеку проекта содержательными просветительскими, образовательными, социально-значимыми медиапродуктами. Участники проекта - педагоги повысили свою профессиональную квалификацию, апробировали на практике предложенные нами методики, получили готовый кейс для интегрирования его в свою деятельность в школе.
Фотографии 7
Показать всеВидео 1
Показать все