Рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира. В истории возникновения человечества первобытные люди уже выполняли наскальные рисунки, отображающие картины действительности. Человек, в отличие от его «братьев меньших», всегда ощущал внутреннюю потребность в рисовании. Ученые установили, что первые наскальные рисунки были сделаны еще 35-40 тысяч лет назад! Жизнь человека в то время была слишком сложна и жестока, основной проблемой являлось физическое выживание, и она поглощала практически все силы (впрочем, в этом пункте мы не слишком отдалились от наших предков). Люди создавали картины для того, чтобы ввести себя и соплеменников в определенное психологическое состояние, что помогало им выжить. И уже много лет спустя человечество стало осознанно применять древние методики, возникшие спонтанно, пытаясь нащупать связи между состояниями сознания и цветами, формами и психическими состояниями. Люди заметили многостороннее влияние искусства на жизнь и здоровье (как психическое, так и физическое), и человечество неоднократно стало обращаться к изотерапии с надеждой на исцеление. Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Изотерапия дает положительный результат в работе с детьми с различными проблемами – задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах. В связи с этим важной и ответственной задачей изотерапии является задача разделения в детском рисунке тех особенностей, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенностями рисунка, отражающими личностные характеристики, с другой. Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих физических функций. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения разного рода эмоций, и в том числе отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. В настоящее время формы арттерапевтической работы с детьми разнообразны. В некоторых случаях эта работа имеет «клинический» характер, как в случае умственной отсталости, аутизма и т.д. В других случаях арттерапевтическая работа имеет скорее профилактический или «развивающий» характер, как, например, в случае наличия у ребенка легких эмоциональных и поведенческих расстройств. Ребенок использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Следует учитывать, что изобразительный материал и образ является для ребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в трудных для себя обстоятельствах.