С начала эвакуации в Россию специалисты фонда проводят мониторинг ситуации, взаимодействуют с коллегами в регионах, принимающих эвакуируемых, особенно в которых объявлен режим ЧС. С марта фонд предоставляет переселенцам с территории ДНР и ЛНР и других регионов Украины бесплатные консультации юристов, психологов и медицинских экспертов. В состоянии стресса, обусловленного посттравматическим синдромом, людям сложно сразу сориентироваться, усвоить новую информацию и алгоритмы. Прибывшие пытаются найти доступную информацию по общепринятым каналам: через социальные сети, сообщества, чаты, поскольку доступность смартфона и интернета это позволяет. Наш фонд использовал эти каналы для информирования о предлагаемой помощи:
1. горячая линия и социальное консультирование - первоначально обращения принимались через форму заявки на сайте и по электронной почте, с ростом обращений была организована горячая линия для приема обращений по телефону и через мессенджеры. С каждым обратившимся в состоянии дезориентации и стресса мы определяем его ресурсность, основные шаги, помогаем обратиться в нужные инстанции для оформления документов и сопровождаем в случае возникновения сложностей. Специалистами фонда разработан чат-бот https://dobroe.aif.ru/request-for-help/, который очень востребован у обращающихся как канал связи и оказания первичных консультаций. А недавно был запущен телеграм-бот по приему заявок на оказание помощи @ AiF_DobroeSerdce_bot.
2. юридическая - сопровождение обращающихся в вопросах от первых шагов миграционного учета до оформления инвалидности и пенсии в России, получения льгот. Сотрудниками фонда собрана не только большая база контактов по оперативной гуманитарной и социально-юридической помощи по всем регионам России, принимающим беженцев, но и подготовлены 2 методички с рекомендациями юристов для выезжающих в РФ из ДЛНР и Украины. На их основе специалисты планируют подготовку и выпуск коротких понятных памяток для переселенцев по юридическим вопросам.
3. психологическая - наши психологи помогают найти ответ на болезненные вопросы: как бороться с нарастающей тревогой и бессонницей, как пережить посттравматический синдром, панические атаки, тревожность, как успокоить детей и помочь им с адаптацией на новом месте и в новом коллективе. Благодаря дополнительной финансовой поддержке Фонд сможет оказать оперативную помощь большему количеству благополучателей с акцентом на тех, кто планирует остаться на ПМЖ.
Предлагаемые виды помощи дополнятся консультациями по финансовой грамотности и трудоустройства. Главным остается индивидуальный подход, построение карты помощи с учетом особенностей ситуации обратившегося и накопленного фондом опыта за счет автоматизации работы с обращениями, интеграции заявок из разных каналов, доработки чат-бота, распространения информационных листовок и размещения их на различных ресурсах. Это позволит не только охватить большее количество людей, но и сделать доступнее и понятнее алгоритмы их жизнеустройства в новых условиях.
семьи, в т.ч. с тяжелобольными детьми и взрослыми, прибывшие с территорий Донбасса и Украины
Обратившиеся на горячую линию фонда получили первичные социальные консультации и оперативный ответ на запросы о пунктах временного размещения, возможностях получения гуманитарной помощи, региональных возможностях. Психологическое состояние членов семей стабилизировано, получены техники работы с эмоциями, негативными мыслями, страхами. Дети комфортно ощущают себя в школе.
Юристы фонда оказали консультационную поддержку в оформлении необходимых документов, инструкции по обращению в необходимые государственные органы, по процедуре получения полиса ОМС, прикрепления к медицинскому учреждению, прохождению необходимых обследований. Семьи, в которых есть тяжелобольные дети и взрослые получили консультацию по прохождению медицинской комиссии и МСЭ, оформлению инвалидности в РФ, а также поддержку в уходе.
Повысилась ресурсность семьи за счет финансовой грамотности и навыков трудоустройства.
Метод измерения: журнал обращений, реестры консультаций, статистика, отзывы благополучателей