circle-checked

8 волонтёров готовы помогать

Программа наставничества "Старшие Братья Старшие Сестры"

Программа наставничества "Старшие Братья Старшие Сестры"

category-iconДети и молодежь
category-iconНаставничество

Организатор проекта

organizer-photo
МОО "Старшие Братья Старшие Сестры"
Верифицирована
Основной регион: Москва
Охват проекта по регионам:
Алтайский край, Калининградская область, Ленинградская область, Московская область, Ростовская область, Свердловская область, Тверская область, Тульская область, Санкт-Петербург
Показать полностью
Срок реализации: Бессрочно
socials-itemsocials-itemsocials-itemsite-icon

Описание

Программа индивидуального сопровождаемого наставничества для детей-сирот, детей в трудной жизненной ситуации. Наши специалисты осуществляют подбор и подготовку волонтеров для индивидуального регулярного общения с конкретным ребенком из детского дома или семьи. Прошедшие подготовку волонтеры-наставники знакомятся со своими «Младшими» и начинают свою историю дружбы при поддержке кураторов программы - профессиональных психологов.

Благополучателями программы являются дети-сироты в детских домах, приемные дети, находящиеся под опекой в замещающих семьях, в том числе в ситуации кровной опеки, дети в семьях в трудной жизненной ситуации. С 2017 года в программе участвуют выпускники детских домов в возрасте до 23 лет. Дети, подростки и молодые люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляют существенную часть благополучателей программы. С 2021 года развиваем направление подготовки наставников для детей с более серьезной степенью ОВЗ (например, дети с синдромом Дауна, умеренной умственной отсталостью, РАС, в том числе невербальные, частично использующие методы альтернативной коммуникации).

Стандарты программы наставничества, реализуемые в каждом регионе присутствия программы, прописаны, верифицированы и включают следующие базовые элементы:

— длительные отношения наставник-ребенок – не менее одного года. Только со временем ребенок, переживший травму, начинает доверять взрослому.

— регулярность – встречи ребенка с наставником происходят раз в неделю. Регулярность является основой доверия.

— индивидуальное общение – у ребенка появляется свой личный значимый взрослый, который его принимает таким, какой он есть, и поддерживает его развитие. В условиях детского дома такое индивидуальное внимание является самой существенной формой поддержки ребенка. В семьях в трудной жизненной ситуации у ребенка также ощущается недостаток индивидуального принимающего внимания.

— профессиональное психологическое сопровождение наставнической пары сотрудником программы. Общаться с ребенком из детского дома очень трудно. Без поддержки наставники быстро выгорают.Специалисты программы помогают наставникам разобраться со сложными ситуациями, найти из них наилучший выход, увидеть прогресс и поддержать мотивацию.

Программа наставничества реализуется коллективом профессиональных психологов по утвержденным стандартам

Качество реализации программы оценивается по результатам мониторинга, включающего такие параметры, как степень развития навыков ребенка за время участия в программе (социальных, коммуникативных, навыков ухода за собой, познавательных и др.), оценка взаимодействия в паре (доверие ребенка к волонтеру, частота и качество встреч, интерес и т.п.).

Долгосрочные планы по развитию программы включают не только рост программы наставничества на большее количество регионов, но и создание направления ресурсного центра, который бы давал поддержку и обучение другим проектам, волонтерам и организациям, заинтересованным в развитии наставничества

Показать полностью

Цели проекта

Миссия программы наставничества – помочь детям из неблагополучного окружения, «Младшим», раскрыть свой жизненный потенциал через профессионально организованное общение с взрослым волонтером-наставником, «Старшим». Через волонтеров мы даем ребятам главное – поддержку, внимание, принятие, любовь.

Наши специалисты осуществляют подбор и подготовку волонтеров для индивидуального регулярного общения с конкретным ребенком из детского дома или семьи. Прошедшие подготовку волонтеры-наставники знакомятся со своими «Младшими» и начинают свою историю дружбы при поддержке Кураторов программы.

Наша цель – развивать программу наставничества, чтобы больше детей получили системную долгосрочную поддержку наставника, в большем количестве регионов, с тем, чтобы помочь ребенку получить опыт качественного взросления, условия для социализации и адаптации к будущей благополучной самостоятельной жизни.

Мы ориентируется на такое описание успешной реализации себя во взрослой жизни для тех ребят, которым мы помогаем:

- у них есть стабильный легальный заработок, позволяющий им обеспечить необходимый уровень жизни, покрытие расходов на жилье, на семью, на остальные нужды.

- у них есть жилье, обустроенное для жизни, за которое они несут ответственность и оплачивают расходы, связанные с ним.

- они получают необходимый уровень образования, позволяющий реализовать себя и освоить знания и навыки, необходимые для работы и развития.

- у них есть стабильные социальные связи – семья или близкий круг друзей и знакомых.

- и не менее важно – у них есть хобби, досуг, от которого они получают удовольствие, вдохновение и энергию.

В 2022 году цель программы наставничества:

- оказать поддержку 515 наставническим парам из 10 регионов России, в том числе в 3-х новых регионах (включая 350 действующих пар на начало 2022 года)

- сохранить качество и содержание оказываемой поддержки, подтвержденное результатами мониторинга деятельности

- развивать направление по работе с детьми с ОВЗ, разработать методическую программу подготовки волонтеров-наставников для детей с ОВЗ, включая более сложные категории детей (с синдромом Дауна, РАС, др)

Долгосрочные результаты измеряются качественными исследованиями, которые мы проводим для подтверждения социального эффекта программы.

Показать полностью

Результаты проекта

Отношения с наставником, который становится для ребенка значимым взрослым, дают ребёнку чувство поддержки и уверенности, позволяют лучше усваивать социальные навыки, адаптироваться в социуме и более успешно реализовываться в жизни. Длительность близкого контакта наставника с ребенком, а также профессиональное психологическое сопровождение специалистами программы, позволяют ставить долгосрочные планы по адаптации ребенка, отслеживать и корректировать динамику процессов для достижения положительного эффекта.

Оценка эффективности – это система мониторинга + оценка социальных результатов.

Количественные результаты:

за 2019 год поддержка оказана 350 благополучателям

за 2020 год - 330 благополучателям 

за 2021 год - 437 благополучателям.

Средний срок взаимодействия пары Наставник-Ребенок -3 года. Есть пары, чей стаж общения насчитывает 6-9 лет. После выхода из программы ребята часто сохраняют отношения, уже не формализованные в рамках программы.

Качественные результаты по результатам оценки эффективности:

1. Хозяйственно-бытовые навыки

- Самый большой прогресс связан с умением

ориентироваться в незнакомой обстановке, улучшение у

57% детей

- Умение пользоваться общественным транспортом у 50%

- Умение обращаться с деньгами у 47%

- Бытовые навыки (готовка, стирка, уборка и т.д.) у 43 %

2. Досуг

- У 52% ребят выросло желание совершенствоваться в

своих увлечениях

- У 45 % - понимание/знание своих талантов, способностей

3. Эмоционально-личностная сфера

У 43% участников программы выросли:

• уверенность в себе

• способность понимания эмоций и чувств других людей

В остальных сферах:

Отношения в паре - у 47% участников вырос уровень доверия в

паре за год. У 41% участников вырос уровень поддержки друг

друга;

Социальные навыки - у 41% ребят улучшились следующие умения:

- умение решать конфликты,

- владение навыками общения,

- умение обратиться за помощью (к незнакомым, продавцам-консультантам и т.д.)

Помимо стандартов, нашу организацию отличает также длительный опыт работы в это направлении, системный подход и то, что программа наставничества для нашей организации является центральной ключевой программой, в отличие от других фондов, где эта программа появилась вслед за другими программами работы с детьми-сиротами и не всегда является главным направлением. Кроме этого, программа «Старшие Братья Старшие Сестры» ориентирована в целом на детей, нуждающихся в поддержке, а не только на детей-сирот, что добавляет программе долгосрочной устойчивости и перспективы развития.

Показать полностью

Теги

Наставничество
наставник
наставники

Партнёры проекта

Фотографии 3

Показать все
История Олега и Димы
Екатерина Солнцева, Москва. Научный работник, волонтер в прогр. «Старшие братья, старшие сестры» для воспитанников детдомов
Для кого-то быть