8 волонтёров готовы помогать
Программа индивидуального сопровождаемого наставничества для детей-сирот, детей в трудной жизненной ситуации. Наши специалисты осуществляют подбор и подготовку волонтеров для индивидуального регулярного общения с конкретным ребенком из детского дома или семьи. Прошедшие подготовку волонтеры-наставники знакомятся со своими «Младшими» и начинают свою историю дружбы при поддержке кураторов программы - профессиональных психологов.
Благополучателями программы являются дети-сироты в детских домах, приемные дети, находящиеся под опекой в замещающих семьях, в том числе в ситуации кровной опеки, дети в семьях в трудной жизненной ситуации. С 2017 года в программе участвуют выпускники детских домов в возрасте до 23 лет. Дети, подростки и молодые люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляют существенную часть благополучателей программы. С 2021 года развиваем направление подготовки наставников для детей с более серьезной степенью ОВЗ (например, дети с синдромом Дауна, умеренной умственной отсталостью, РАС, в том числе невербальные, частично использующие методы альтернативной коммуникации).
Стандарты программы наставничества, реализуемые в каждом регионе присутствия программы, прописаны, верифицированы и включают следующие базовые элементы:
— длительные отношения наставник-ребенок – не менее одного года. Только со временем ребенок, переживший травму, начинает доверять взрослому.
— регулярность – встречи ребенка с наставником происходят раз в неделю. Регулярность является основой доверия.
— индивидуальное общение – у ребенка появляется свой личный значимый взрослый, который его принимает таким, какой он есть, и поддерживает его развитие. В условиях детского дома такое индивидуальное внимание является самой существенной формой поддержки ребенка. В семьях в трудной жизненной ситуации у ребенка также ощущается недостаток индивидуального принимающего внимания.
— профессиональное психологическое сопровождение наставнической пары сотрудником программы. Общаться с ребенком из детского дома очень трудно. Без поддержки наставники быстро выгорают.Специалисты программы помогают наставникам разобраться со сложными ситуациями, найти из них наилучший выход, увидеть прогресс и поддержать мотивацию.
Программа наставничества реализуется коллективом профессиональных психологов по утвержденным стандартам
Качество реализации программы оценивается по результатам мониторинга, включающего такие параметры, как степень развития навыков ребенка за время участия в программе (социальных, коммуникативных, навыков ухода за собой, познавательных и др.), оценка взаимодействия в паре (доверие ребенка к волонтеру, частота и качество встреч, интерес и т.п.).
Долгосрочные планы по развитию программы включают не только рост программы наставничества на большее количество регионов, но и создание направления ресурсного центра, который бы давал поддержку и обучение другим проектам, волонтерам и организациям, заинтересованным в развитии наставничества
Миссия программы наставничества – помочь детям из неблагополучного окружения, «Младшим», раскрыть свой жизненный потенциал через профессионально организованное общение с взрослым волонтером-наставником, «Старшим». Через волонтеров мы даем ребятам главное – поддержку, внимание, принятие, любовь.
Наши специалисты осуществляют подбор и подготовку волонтеров для индивидуального регулярного общения с конкретным ребенком из детского дома или семьи. Прошедшие подготовку волонтеры-наставники знакомятся со своими «Младшими» и начинают свою историю дружбы при поддержке Кураторов программы.
Наша цель – развивать программу наставничества, чтобы больше детей получили системную долгосрочную поддержку наставника, в большем количестве регионов, с тем, чтобы помочь ребенку получить опыт качественного взросления, условия для социализации и адаптации к будущей благополучной самостоятельной жизни.
Мы ориентируется на такое описание успешной реализации себя во взрослой жизни для тех ребят, которым мы помогаем:
- у них есть стабильный легальный заработок, позволяющий им обеспечить необходимый уровень жизни, покрытие расходов на жилье, на семью, на остальные нужды.
- у них есть жилье, обустроенное для жизни, за которое они несут ответственность и оплачивают расходы, связанные с ним.
- они получают необходимый уровень образования, позволяющий реализовать себя и освоить знания и навыки, необходимые для работы и развития.
- у них есть стабильные социальные связи – семья или близкий круг друзей и знакомых.
- и не менее важно – у них есть хобби, досуг, от которого они получают удовольствие, вдохновение и энергию.
В 2022 году цель программы наставничества:
- оказать поддержку 515 наставническим парам из 10 регионов России, в том числе в 3-х новых регионах (включая 350 действующих пар на начало 2022 года)
- сохранить качество и содержание оказываемой поддержки, подтвержденное результатами мониторинга деятельности
- развивать направление по работе с детьми с ОВЗ, разработать методическую программу подготовки волонтеров-наставников для детей с ОВЗ, включая более сложные категории детей (с синдромом Дауна, РАС, др)
Долгосрочные результаты измеряются качественными исследованиями, которые мы проводим для подтверждения социального эффекта программы.
Отношения с наставником, который становится для ребенка значимым взрослым, дают ребёнку чувство поддержки и уверенности, позволяют лучше усваивать социальные навыки, адаптироваться в социуме и более успешно реализовываться в жизни. Длительность близкого контакта наставника с ребенком, а также профессиональное психологическое сопровождение специалистами программы, позволяют ставить долгосрочные планы по адаптации ребенка, отслеживать и корректировать динамику процессов для достижения положительного эффекта.
Оценка эффективности – это система мониторинга + оценка социальных результатов.
Количественные результаты:
за 2019 год поддержка оказана 350 благополучателям
за 2020 год - 330 благополучателям
за 2021 год - 437 благополучателям.
Средний срок взаимодействия пары Наставник-Ребенок -3 года. Есть пары, чей стаж общения насчитывает 6-9 лет. После выхода из программы ребята часто сохраняют отношения, уже не формализованные в рамках программы.
Качественные результаты по результатам оценки эффективности:
1. Хозяйственно-бытовые навыки
- Самый большой прогресс связан с умением
ориентироваться в незнакомой обстановке, улучшение у
57% детей
- Умение пользоваться общественным транспортом у 50%
- Умение обращаться с деньгами у 47%
- Бытовые навыки (готовка, стирка, уборка и т.д.) у 43 %
2. Досуг
- У 52% ребят выросло желание совершенствоваться в
своих увлечениях
- У 45 % - понимание/знание своих талантов, способностей
3. Эмоционально-личностная сфера
У 43% участников программы выросли:
• уверенность в себе
• способность понимания эмоций и чувств других людей
В остальных сферах:
Отношения в паре - у 47% участников вырос уровень доверия в
паре за год. У 41% участников вырос уровень поддержки друг
друга;
Социальные навыки - у 41% ребят улучшились следующие умения:
- умение решать конфликты,
- владение навыками общения,
- умение обратиться за помощью (к незнакомым, продавцам-консультантам и т.д.)
Помимо стандартов, нашу организацию отличает также длительный опыт работы в это направлении, системный подход и то, что программа наставничества для нашей организации является центральной ключевой программой, в отличие от других фондов, где эта программа появилась вслед за другими программами работы с детьми-сиротами и не всегда является главным направлением. Кроме этого, программа «Старшие Братья Старшие Сестры» ориентирована в целом на детей, нуждающихся в поддержке, а не только на детей-сирот, что добавляет программе долгосрочной устойчивости и перспективы развития.
Фотографии 3
Показать всеВидео 3
Показать все