Инклюзивный парк – это детская площадка, игровые и спортивные зоны, которые подходят как для обычных детей, так и для детей с особенностями развития. Площадка предназначена для людей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий, в том числе для людей с ментальными нарушениями (расстройства аутистического спектра, алалия, синдром Дауна, умственная отсталость, задержка психического развития, дефицит внимания и многие др.) Такие площадки — это целый комплекс с адаптированными под перемещение на коляске горками, качелями, тоннелями и песочницами, приспособлениями для детей с нарушениями слуха и зрения. Помимо обычных горок, турников и лесенок, в ней присутствуют: массажная горка и двойная горка, многоместные качели, сайкл-тренажер (предназначены для разработки верхних и нижних конечностей больных в период реабилитации или инвалидов. Тренажер используется для вращательных упражнений рук или ног. Педали в этом тренажере крутятся самостоятельно, тем самым заставляя ноги (руки) работать. Тренажер работает как в обычном режиме, так и реверсивном), ручные экскаваторы, стол с песочницей, встроенные в поверхность детского городка, металлофоны (сконструированы по типу обычных ксилофонов с двумя палочками для игры, прикрепленном на самом изделии), лабиринты для развития ориентации в пространстве и координации движений.
Сенсорные сады в инклюзивных парках. Данный вид садов предполагает создание среды, в которой все элементы направлены на воздействие на один или несколько сенсорных каналов. Это могут быть модули, заполненные камнем, песком или опилками, приподнятые клумбы, тактильные покрытия и подвесные конструкции. Все это может использоваться как для игры, так и для отдыха.
Эти сады будут интересны детям с ментальными нарушениями. Сенсорика – способность организма распознавать внешние воздействия. Значит, сенсорное развитие – это развитие особого метода познания мира с помощью органов чувств. Например, визуальное восприятие помогает различать предметы по цвету, форме, аудиальное – по тону и громкости, тактильное – по фактуре, температуре и т.д. В таких «зонах получения сенсорного опыта» будет формироваться равная среда для всех категорий посетителей, так как, практически, все дети имеют трудности равномерного формирования сенсорного опыта. Это связано, в первую очередь, с особенностями среды,в которой протекает развитие ребенка.
Городская среда не имеет достаточных стимулов для разнообразного и равномерного развития, а чаще имеет гипертрофированные стимулы, привлекающие излишнее внимание, вызывающие сенсорную перегрузку одного сенсорного канала и недогрузку другого.
Нарушение процесса сенсорной интеграции может стать основой для других трудностей адаптации, препятствием в развитии познавательной сферы и высших психических функций, таких как память, мышление и внимание.
Главные цели инклюзивных парков;
1. Объединение разных детей через игру;
2. Развитие познавательной сферы и высших психических функций, таких как память, мышление и внимание;
3. Развитие ориентации в пространстве и координации движений;
4. Физическое развитие;
5. Создание безопасных и равных условий для здоровых детей и детей с ОВЗ.
В результате создания инклюзивного парка, станет успешной социализация детей с ОВЗ, в том числе с ментальными нарушениями. В период реабилитации, возможность пользоваться массажными горками и специальными тренажерами. Для детей с ограниченными физическими возможностями, наконец-то, появятся специальные горки и качели, и у них будет такое же детство, как и у здоровых детей.
Детство - есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку.
Фотографии 11
Показать все