3 волонтёра готовы помогать
Социальный театр, приобщая подростка к творчеству, формирует личностные качества и жизнестойкость, привлекая к театральным постановочным технологиям, затрагивая волнующие подростков темы, предлагая интересные формы театральной работы, приветствуя инициативу.
Межведомственная консолидация образования, театра и психологов при участии подростков привела к качественному результату.
В проекте 9 остросоциальных постановок для подростков, каждая имеет телеверсию для школ, лишенных возможности увидеть спектакли в театре. 5 таких школ получили широкодиагональные телевизоры. Спектакли идут в закрытом режиме с последующим психолого-педагогическим сопровождением, которое оказывают психологи, прошедшие повышение квалификации при ВУЗе по разработанной под проект программе. Сопровождение проходит по специально разработанным «Технологическим картам» по каждому спектаклю, их главная задача - построение подростками личных поведенческих маршрутов действий в разных жизненных ситуациях во избежание трагических последствий. Т.о. спектакли рассматриваются как кейсы.
Разработана программа по внеурочной деятельности, 34 часа, которая применяется в 150 образовательных учреждениях, включая и просмотр спектаклей с обсуждением, и практическую работу в социальном театре по направлениям: драматургическое, актерское, режиссерское и пр.
Соприкосновение с драматургией происходит в виде подростковых сочинений, где они делятся трудной для них ситуацией, с трансформацией в пьесы с помощью Методических рекомендаций. Работы проверяют учителя-филологи, лучшие попадают на конкурс в рамках проекта. На I конкурс сочинений поступило более 80 работ, их оценили профессиональные драматурги. Некоторые сочинения получили сценическое воплощение.
Методические рекомендации «Социальный театр как форма работы с подростками в рамках проекта Своя территория» помогают в открытии таких студий при учебных заведениях.
На I Фестивале социальных театров в финал вошло 7 коллективов: детские дома, адаптивная школа-интернат по слуху, специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа, СОШ, театральные студии. Грант правительства региона позволил им получить необходимое театральное оборудование.
Ежегодно проводится Итоговый форум проекта. На Форуме-2021 работали площадки:
педагогическая (психологи, учителя, руководители делились положительными практиками и трудностями в ходе реализации проекта);
подростковая, определившая дальнейший вектор развития проекта (новые участники, темы и пр.).
Здесь же подростки определили темы III Международного конкурса-лаборатории: подростковая влюбленность, буллинг и жестокость (темы имеют реальную основу). Три группы ребят в коллоборации с известными драматургами, режиссерами напишут по ним синопсисы в I части лаборатории 2022г.
Итог I части, прошедшей в апреле, - синопсисы пьес, писать которые драматурги будут до октября. В октябре на II части лаборатории режиссеры поставят эскизы, которые получат свое сценическое воплощение в 2023г., также при участии подростков.
Проект "Своя территория - Социальный театр" внедрен с 2019г.и продолжает развитие в настоящее время. В 2021г. подкреплен инициативой Президента РФ и Министра просвещения РФ о появлении к 2024г. в школах своих театров.
Проект имеет дерево целей, главный ствол которого - внедрение социального театра в систему образования по годичной (34 ч.) внеурочной программе для подростков и молодежи от 14 до 19 лет. Программу проводят педагоги-психологи, повысившие квалификацию по специально разработанной программе в ВУЗах, партнерах проекта,по сопровождению подростков в проекте "Своя территория". В дальнейшем подростки, участники проекта, становятся волонтерами-наставниками и принимают активное участие в помощи сверстникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, привлекаяих в проект, в организации и проведении мероприятий.
В 2022-2023 гг. в проект планируется привлечь не менее 50% (380) учебных заведений региона.
Сопутствующей целью является открытие в 2023г. Ресурсного центра в Омске, о чем с Министерством образования региона достигнуто соглашение и запланировано финансирование его старт-апа в сумме 2 млн.р. Центр по аналогии с нашим театром будет иметь свой подростковый репертуар и для поддержания текущей деятельности осуществлять его прокат. Министерство культуры региона подтвердило заинтересованность в открытии Центра с предоставлением свободной сценической площадки и работы в рамках Пушкинской карты. Центр будет иметь юридическую форму некоммерческой организации под названием "АНО культурных и спортивно-оздоровительных инициатив "Территория возможностей"", которая была зарегистрирована в Минюсте 16 декабря 2021г. специально под проект.
Задачами Центра, кроме показа спектаклей в очном формате, будут являться оказание консультаций учебным заведениям по драматургии, театральным технологиям, проведению мастер-классов, тренажей, работе по дальнейшей организации и проведению мероприятий (конкурсов, лабораторий, фестивалей, форумов, вебинаров и пр.), все то, чем на данный момент занимается театр г. Тары. Команда проекта постоянно пополняется молодыми артистами театров, театральных студий, студентами училища культуры, активными школьниками и студентами Омска. Работа команды неоднократно была высоко оценена Президентом РФ, Правительством Омской области, Министерствами образования и культуры, отзывами и благодарностями множества благополучателей и участников проекта. Поддержка работы проекта и команды по направлениям "Фестиваль любительских театров" и "Театральная лаборатория" осуществляется Союзом театральных деятелей РФ.
Губернатором дано поручение о поддержке проекта для мультиплицирования в другие регионы, как удачного проекта Омской области, с презентацией его Министру культуры РФ и представления социальной деятельности в регионе в Совете Федерации.
Фестиваль семейных театров, учрежденный Национальной родительской ассоциацией, заключил партнерское соглашение по проведению Межрегионального форума-фестиваля на базе проекта в Омской области совместно с СТД РФ.
В проекте участвует более 150 учебных заведений - более3000 подростков, задействовано около 250 педагогов-психологов и социальных педагогов, подключены на волонтерской основе подростки, драматурги, театральные режиссеры, театроведы, общественные деятели.
Волонтеров, которые занимаются с подростками, помогают в организации и проведении мероприятий, в проекте более 300 человек.
Бюджет проекта, состоящий из грантов и субсидий составляет:
2020г. - 2,4 млн.р.;
2021г. - 1,9 млн.р.;
на текущую дату 2022г. - 1,2 млн.р.
Для работы в проекте на базе ВУЗов обучено около 600 педагогов-психологов, социальных педагогов и психологов социальных служб (за 2020-2021гг.).
Изданы: Методическое пособие "Своя территория - инновационная технология психосоциальной работы с подростковой аудиторией", Методические рекомендации "Социальный театр - как форма работы с подростками" (оригинальность 95% по системе антиплагиат), Технологические карты по психолого-педагогическому сопровождению спектаклей, разработана внеурочная программа 34 учебных часа "Своя территория", проведены научные исследования в рамках ВКР «Жизнестойкость и рефлексивное обживание сюжетов спектаклей на остросоциальные темы в подростковом возрасте» при Центре магистерской подготовки ОмГПУ по заказу Министерства образования Омской области.
В рамках проекта поставлено 9 остросоциальных спектаклей на подростковые темы, по которым сняты профессиональные телеверсии.
К проекту примкнуло 3 государственных профессиональных театра Омской области (Северный драматический, Пятый театр и ТЮЗ) и несколько театральных студий.
По средствам полученых грантов в учебные заведения были поставлены 5 широкодюймовых телевизора с функцией СМАРТ, более 300 флэш-накопителей на 32Гб с телеспектаклями и большое колличество аппаратуры для школьных театров-участников I Фестиваля школьных театров - 2021г.
Проведена целая серия мероприятий:
I-III Международный конкурс-лаборатория современной драматургии на остросоциальные темы для подростков и молодежи с 2020-2022гг. (только II лаборатории было более 30000 он-лаин просмотров, а на I части III состоялась коллаборация подростков с профессиональными режиссерами, драматургами и педагогами-психологами);
На I конкурс сочинений на темы волнующие подростков было заявлено 86 работ (по сюжету лучших - спектакль "Жизнь Лены Потемкиной" в постановке Дмитрия Крестьянкина "Театральный дом" С-Петербург и пьеса Влады Ольховской "По дороге в Бель-Эир", победившей в драматургическом конкурсе Москвы, 2 постановки театральными студиями Омска) 2020г.
I Фестиваль социальных театров - в финал попало 7 коллективов из детдомов, адаптивных школ-интернатов, СОШ, СУВУ - 2021г.
Итоговые Форумы 2020г. и 2021г. с решениями по дальнейшему развитию проекта.
Главный качественный показатель - превышение среднего показателя жизнестойкости среди участников проекта относительно среднего показателя по России, что на конец 2021г. отразилось на снижении суицидальных попыток в 2,5 раза к 2019г.
Открыты каналы на youtube и rutube.
Фотографии 203
Показать всеВидео 28
Показать все