Отходы человеческой деятельности не исчезают бесследно, а возвращаются назад к человеку, оказывая разрушительное воздействие на его организм. Переработка вторсырья дарит отходам вторую жизнь. Выигрываем дважды: не только оберегаем окружающий нас мир и вносим свой вклад в бережное обращение с природными ресурсами, но и экономим средства. Твердые бытовые отходы в городском поселении Пойковский не утилизируется, не налажен раздельный сбор бытовых отходов, они загрязняют прилегающие к поселку лес и берега речки Мушкинская. Мультфильм в современном мире – универсальный учитель, так как дети мало читают книг. Проблема: Из-за недостатка экологической культуры человек наносит значительный ущерб окружающей среде. Проблема утилизации и вторичного использования ТБО поднята на государственном уровне! Но в век технического прогресса подрастающее поколение мало интересуется изучением вопросов охраны окружающей среды. Как поднять интерес к проблемам экологии? Какой новый интересный способ заставит учащихся изучать экологию, заботиться об окружающей среде, беречь природу? Гипотеза: если интегрировать экологические знания в мультфильмы, созданные из разных видов ТБО, то это позволит привлечь внимание к раздельному сбору мусора, повысить интерес к изучению экологических проблем, научить принимать правильные экологически ориентированные решения, Поможет формированию экологической культуры.
Анализ влияния авторских экологических мультфильмов, созданных из ТБО в студии «Экомультфильм» школы №4 Пойковского на формирование экологической культуры подростков.
Задачи: проанализировать литературные источники по проблеме исследования; изучить алгоритм создания экологических мультфильмов в студии «Экомультфильтм»; подобрать контрольную и экспериментальную группы учащихся одинакового половозрастного состава, провести входную, промежуточную и итоговую диагностику экологических знаний и культуры поведения в окружающей среде, последив изменения в знаниях и поведении школьников, привлеченных к созданию экологических мультфильмов; статистически обработать полученные результаты по методике Сидоренко Елены Владимировны; сделать выводы на основе системного анализа полученных результатов.
Для исследования были выбраны экологические знания и навыки экологически ориентированного поведения в окружающей среде, полученные через вторичное использование твердых бытовых отходов при создании мультфильмов студии «Экомультфильм» в МОБУ СОШ № 4. В результате проведенных исследований доказано, что при участии школьников в создании экологических мультфильмов из твердых бытовых отходов, экологические знания становятся прочнее и формируется экологически ориентированное поведение как элемент экологической культуры. Интеграция экологических знаний в творческую деятельность по решению проблемы ТБО заставляет соблюдать правила поведения в окружающей среде, так как это поведение основано на безусловном инстинкте самосохранения. Именно этим можно объяснить начало формирования экологически ориентированного поведения учащихся в окружающей среде и экологической культуры личности. Гипотеза доказана полностью, что подтверждено методами математической статистики. Исследования проводились в течение трех лет, собран достаточно большой фактический материал. Проведенный статистический анализ по методике Е.В. Сидоренко позволил проанализировать корреляции между параметрами «Экологические знания» и «Поведение в окружающей среде», результаты достоверны. В данной работе впервые исследовано влияние участия школьников в создании экологических мультфильмов из разных видов ТБО с интеграцией в них экологической терминологии и ситуаций нарушения поведения в окружающей среде на формирование экологически ориентированного поведения школьников. Теоретическая новизна работы в том, что был исследован и обоснован оригинальный способ формирования экологически ориентированного поведения как части экологической культуры у школьников через создание экологических мультфильмов из ТБО. Практическое значение работы в том, что данный способ может быть использован любым другим образовательным учреждением (дошкольным учреждением или дополнительного образования), а также при индивидуальных занятиях (в том числе и с учащимися с ограниченными возможностями). Диагностический материал для исследования формирования экологической культуры может быть применен для диагностики других способов формирования экологически ориентированного поведения и экологической культуры. Вывод: При создании экологических мультфильмов, экологические знания становятся прочнее и формируется экологически ориентированное поведение как элемент экологической культуры. Гипотеза полностью доказана. На основании исследований разработан социально значимый экологический проект. Суть проектного предложения в том, чтобы объединить интерес к мультфильмам с необходимостью получать экологические знания, создать уникальные объекты детского творчества, направленные на формирование экологической культуры, из различных видов ТБО, которые будут использоваться для экологического образования и просвещения и сохраняться долгие годы. Создана студия «Экомультфильм», выпущено 4 мультфильма из разных видов ТБО. Результаты и критерии эффективности: объединение подростков в социально - значимую экологическую деятельность; создание реального объекта – экологический мультфильм из ТБО; охрана окружающей среды, привлечение внимания к вторичному использованию ТБО и его раздельному сбору; экологическое образование и воспитание (дополнительное экологическое образование при сборе информации для создания сценария мультфильма); освоение новых технологий; личностный рост организаторов проекта, профориентация, формирование экологической культуры.
Видео 1
Показать все