Специфика школьного музея заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции. Наш музей относительно молод, он находится на стадии развития. В основе лежит принцип – музей для детей и руками детей. Задача не просто в усвоении ребенком суммы сведений, а в воспитании просвещенной личности путем сопричастности к живому опыту культуры.
Основными принципами деятельности музея являются участие детей в поисково-исследовательской работе, изучение и описание музейных экспонатов, создание экспозиций, проведение экскурсий; заполнение досуга учащихся, овладение различными приемами и навыками краеведческой деятельности.
Таким образом, школьный этнографический музей становится своеобразным научно-исследовательским центром духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, развивает творческие способности детей.
В нашем музее проводятся экскурсии и различные массовые мероприятия, которые играют важную роль в социализации обучающихся. Для оптимизации работы музея составлен график посещения для обучающихся лицея. Экспонаты школьного музея используют в своей работе: учителя начальных классов, учителя по изобразительному искусству, учителя технологии.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на учеников лицея. Участие в поисково-собирательной работе, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил вложили их предки в культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Изучение культуры родного края, знакомство с русскими национальными традициями и обычаями через различные формы поисковой и музейной работы
Организация социально-значимой общественной деятельности лицеистов;
Комплексный подход к воспитанию гражданственности, трудовому воспитанию;
Увеличение количества учащихся школы, проявляющих интерес к истории Малой Родины, к крестьянскому быту;
Расширение спектра самостоятельной учебной проектно-исследовательской деятельности учащихся по краеведческой тематике;
Возрастание социального опыта учащихся по взаимодействию с различными общественными группами;
Положительная динамика охвата учащихся экскурсионной работой и научными открытиями о родном крае.