По результатам последних исследований (январь 2018 года), 47% россиян зарегистрированы в социальных сетях и активно ими пользуются, при этом средняя продолжительность времяпрепровождения в сети «Интернет» составляет 6,5 часов в сутки, а 46% наших соотечественников постоянно совершают онлайн-покупки (Отчет «Global Digital 2018», подготовленный аналитическим агентством «We Are Social» и SMM-платформой «Hootsuite»). Эта статистика говорит о масштабном погружении россиян в виртуальное пространство. Тем не менее, у современных интернет-пользователей практически отсутствует понимание того, что Интернет предоставляет нам не только широкий спектр возможностей, но и содержит потенциальные угрозы. С одной стороны, проведение ряда операций в режиме онлайн упрощает нашу жизнь, но в то же самое время, при неграмотной работе со своими персональными данными, которыми мы оперируем постоянно, Интернет также упрощает и доступ злоумышленников к конфиденциальной информации человека, что создает ряд угроз и рисков для последнего. В связи с этим, чтобы не ограничивать свободу и поле деятельности в сети «Интернет», но сделать его более безопасным для пользователя, был разработан данный проект. Его реализация станет важной частью разрешения проблемы информационной неграмотности интернет-пользователей Ростовской области в сфере защиты персональных данных.
Для достижения максимального социального эффекта проект реализуется в узких целевых группах: школьники 1-4, 5-6, 7-9 и 10-11 классов. Отдельной целевой аудиторией были избраны родители, поскольку повышение уровня их осведомленности в поднимаемой проблеме обеспечит понимание ими опасности или безопасности тех действий, которые совершают дети в сети «Интернет».
Основная часть проекта направлена на реализацию в среде школьников, поэтому все мероприятия будут проводиться путем собирания групп учащихся. Тем не менее, работа не будет замкнута на образовательных учреждениях: помимо самих школ, в летний период работа продолжится в детских лагерях. Вне зависимости от формата, работу с целевыми группами ведет модератор.
Для первой целевой аудитории (школьники 1 – 4 классов) был выбран формат интерактивного урока, в рамках которого перед модератором стоит цель объяснить сам термин «персональные данные» путем решения несложных заданий на определение отличительных признаков. В начальной школе дети проводят уже достаточно много времени в пространстве Интернета, однако, специфика подобного времяпрепровождения (социальные сети, игры) не сопровождается серьезными рисками. В связи с этим, представляется важным акцентировать их внимание на том факте, что любая конфиденциальная информация не должна становиться достоянием общественности, то есть, провести введение в тематику.
Для детей второй возрастной группы (5-6 классы) была создана специальная учетная запись в социальной сети «ВКонтакте», на которой размещена как конфиденциальная информация, так и не представляющие из себя угрозу сведения. Главная цель модератора в работе с этой группой заключается в пояснении тех опасностей, которые могут возникнуть при огласке некоторых персональных данных. Работа должна строится на основе диалога учеников и модератора. Данный формат был избран исходя из возрастных особенностей школьников и популярностью социальных сетей.
Среди школьников 7-9 классов планируется организовать игровой формат работы. Обучающиеся будут разделены на пары, в которых участники не знают, кто именно попал к ним в пару. Кроме этого каждому будет дано задание узнать конкретную информацию. В ходе импровизированной переписки на заданную тему, первый участник должен догадаться о личности своего собеседника, а второй – добыть нужную информацию. Данный игровой формат позволит школьникам осознать, что несмотря на все свои навыки работы в Интернете, они очень часто оказываются неспособны определить настоящую личность человека, с которым общаются, и могут даже не подозревать об истинных мотивах собеседника.
При работе с учениками старшей школы предполагается разобрать конкретные ситуации, с которыми чаще всего сталкиваются интернет-пользователи. Организаторы проекта разработали портфель кейсов, которые моделируют различные ситуации, сопровождающиеся кражей персональных данных. Задача учеников – вместе с модератором разобрать обстоятельства каждого случая, вывести возможные риски и выработать рекомендации по устранению угрозы.
Собирать в рамках отдельного мероприятия родителей учеников представляется нецелесообразным, поэтому для этой целевой аудитории был разработан информационный буклет и подразумевается разработка мобильного приложения.
Проект привлекателен прежде всего тем, что он направлен на предотвращение, а не на минимизацию последствий потери (кражи) персональных данных, носит просветительский и профилактический характере.
Уникальность предложенного подхода заключается в учете возрастного восприятия информации: для каждой целевой группы школьников выработан собственный формат подачи информации. В то же самое время, для повышения эффективности, работа с обучающимися строится в интерактивной форме и на основе диалога «ученик – ученик», «ученик – модератор».
Преимущество проекта состоит еще и в том, что он, в силу своего просветительского характера, реализуем практически в любых условиях. Поскольку сфера информационных технологий развивается очень быстро, то ряд положений проекта будет устаревать, однако, с учетом соответствующих времени доработок, его можно будет использовать в долгосрочной перспективе, поскольку предложенные материалы составляют прочную базу в раскрытии проблематики.
Основной целью проекта является формирование культуры работы с собственными персональными данными в среде школьников и их родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Разработкой проекта занимались аналитики и дизайнеры Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, участники регионального движения «Интернет без угроз» и психологи Южного федерального университета в составе 5 человек.
Для непосредственного проведения намеченных мероприятий планируется привлечь 10 студентов Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.
Рабочей группой был разработан 1 сценарий интерактивной игры, 3 учетные записи в социальной сети «ВКонтакте», 30 карточек с заданиями для импровизированной переписки, 5 кейсов с моделированными ситуациями и 1 буклет тиражом в 3 тыс. экземпляров.
Проявление качественных изменений в сфере защиты персональных данных ожидается как в настоящее время, так и в будущей перспективе. Реализация проекта послужит повышению информационной грамотности учащихся средних общеобразовательных учреждений и их родителей, и станет профилактической мерой в борьбе с мошенничеством в сети Интернет.
Кроме этого, просветительская работа в решении данной проблемы станет важной частью борьбы с такими явлениями как кибербуллинг и кибермоббинг.