Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.
Главная задача государства и общества по отношению к подросткам– обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психифизических особенностей, т.е. защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям. Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
В первую очередь это должны осуществлять образовательные учреждения различного уровня, именно они должны обеспечить «формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе».
Учитывая, что на территории Калачинского муниципального района расположено и ведет свою деятельность Бюджетном профессиональном образовательном учреждении Омской области «Калачинский аграрно-технический техникум» (Далее - БПОУ ОО «КАТТ») где из 176 студентов первого курса обучается 23 казаха, 12 – татар, 8 – киргизов, 16- украинцев, 2 – чеченца, 4 человека - лица цыганской национальности и другие), был разработан проект, рассчитанный на апробирование на контингенте указанного учреждения. Ведь здесь, где складываются взаимоотношения между подростками, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности, проблема толерантности является одной из самых острых.
Именно студенческие группы становятся микрокосмом культурного многообразия, и требование взаимопонимания становится объективным источником для формирования толерантности. Межкультурному взаимопониманию, примирению нужно учить. Одной из задач, поэтому становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и творчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.
Еще одним аспектом, оказавшим влияние на выбор данной темы стало то, что довольно часто педагогам не хватает знаний и информированности в области воспитания толерантности и профилактики экстремизма.
Участниками реализации проекта стали студенты 1 курса БПОУ ОО «КАТТ», педагогический состав техникума, родительская общественность, старшеклассники города. Общий охват участников реализации программы составит более 150 человек.
Социальный эффект:
Становление воспитанного социально активного, толерантного коллектива, в котором каждый отдельно взятый индивидуум представляет собой гармонично и всесторонне развитую личность со сформированным понятием толерантного отношения в обществе и создание методического центра по профилактике молодежного экстремизма «Библиотека толерантности» на территории Калачинского муниципального района.
Для реализации проекта разработан перечень мероприятий, включающий в себя квесты, круглые столы, конкурсы, фестивали, деловые и ролевые игры, спортивные мероприятия, групповые дискуссии, тренинговые занятия, акции, Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций), использование кейс-технологий.
Укрепление в Бюджетном профессиональном образовательном учреждении Омской области «Калачинский аграрно-технический техникум» толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
К деятельности по реализации проекта были привлечены 15 волонтеров из числа активистов Территориальной детско-молодежной общественной организации Калачинского муниципального района "Отважные мечтатели" и студентов БПОУ ОО «КАТТ», которые прошли обучение по комплексной программе профилактики молодежного экстремизма и воспитания толерантности.
В течение трех месяцев организован и проведен 4-дневный обучающий семинар для волонтеров, участников реализации проекта. Проведены: социологические опросы, классный час «Толерантная личность», собрание для родителей первокурсников на тему «Толерантность - это модно или необходимо». Участники реализации проекта присоединились к праздничным мероприятиям, посвященным Дню победы, стали активными участниками коалиционной акции «Весенняя неделя добра».
Представленный проект является пилотным. В дальнейшем его можно использовать для школ города и района. В процессе адаптации к условиям конкретного образовательного учреждения, проект подвергнется трансформации профилактической модели с учетом кадрового потенциала, особенностей обучающихся и других специфичных моментов учреждения.