На территории Красноселькупского района, в районе нежило посёлка «Долгий», что находиться в 40 км от населенного пункта с. Красноселькуп, расположен один из участков строительства Сталинской железной дороги «503- стройка» или как её в народе называют «Мёртвая дорога». Строительство железной дороги вдоль Северного полярного круга Салехард - Игарка, одна из самых грандиозных проектов ГУЛАГа. Необходимость строительства железной дороги была вызвана двумя причинами: экономической - освоение северных территории, богатых полезными ископаемыми и военно-стратегической - защита Арктического побережья. Идея строительства принадлежит самому Сталину: "Надо браться за Север, с Севера Сибирь ничем не прикрыта, а политическая ситуация очень опасная". Основной рабочей силой были заключенные и ссыльные. Вольнонаемные составляли незначительное число и занимали в основном руководящие должности. Строительство железной дороги велось навстречу друг другу. По архивным источникам приблизительное количество заключенных на всей трассе Салехард - Игарка колебалось от 80 до 100 тысяч. От р. Таз вглубь леса 8 км. Расположена зона где проживали заключенные. С каждым годом она зарастает. Постройки рушатся. Хотелось бы восстановить некоторые постройки, как память о тех времена. Летом 2014 года были покрашены паровозы, чтоб они не разлагались т.к. они более 60 лет находятся под открытым небом. Экспедиция запланирована на август месяц. Участники экспедиции, а их не более 12 человек, сплавляются по р. Таз до нежилого поселка «Долгий», там расположены на берегу реки Паровозы, Депо (на данный момент он развалился), и 8 км. В глубь леса находится зона, где жили заключённые. Наша цель начать потихоньку восстанавливать смотровую вышку, постройки, где жили заключенные, ДЕПО. Чтоб сохранить это как памятники 503- стройке. На данный момент все заросло и развалилось. И для туристской привлекательности района, это как исторический объект, памятник истории.
Показать полностью