Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков - актуальная проблема современного общества. Ее решение включает в себя множество аспектов: социальный, экономический, экологический, политический и другие. Однако, по единодушному мнению специалистов, одно из ведущих мест среди них занимает формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к своему здоровью. Нынешняя молодежь является будущим всей Земли, так как именно в её руках находится будущее, именно ей придётся принимать приоритетные решения, и осуществлять их. Но, к сожалению, выросшая на фаст-фуде, ток-шоу, мыльных операх, компьютерных играх и прочих элементах современной массовой культуры, возможно, она будет не в силах дать адекватный ответ (адекватную реакцию) сложившимся обстоятельствам в социо-политической жизни государства, региона, планеты.
Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров - все это создает реальный гуманистический кризис, и особенно губителен он для детей и подростков, что проявляется в повсеместном росте жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма среди несовершеннолетних.
Действительно условия для взросления и развития молодежи в нашем кризисном обществе неблагоприятны. Вызывает тревогу состояние здоровья детей. Так, по данным медицинских исследований, в школах России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 – 40% – хронические заболевания. (см. прил. рис.1) Общий рост хронических заболеваний детей за последние 10 лет вырос в 2,5 раза. Примерно 88%учащихся находятся в школах в состоянии разной степени психического неблагополучия.
Следует отметить, что разрешение этих проблем связано с уровнем притязаний, самооценкой обучающихся и в связи с этим вполне закономерен возросший интерес к данной проблеме не только со стороны медицинских работников, и психологических служб, но и со стороны государства. Специалистами так же доказано, что 75 % болезней взрослых заложено именно в детские годы, поэтому воспитание ответственности за здоровье россиян следует начинать со школы или даже с детского сада и учиться этому всю жизнь. Так как от того, насколько будут сформированы навыки ЗОЖ в юности, во многом зависит, как раскроется потенциал личности в будущем.
Выбранная нами тема не просто актуальна, она является основной проблемой поколения 21 века. Девизом нашей работы стали слова английского публициста, историка, философа Томаса Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы». Общую цель нашей большой работы мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям спортом, а также к охране окружающей среды и её защите. Но для начала нам необходимо выяснить мнение самих школьников о здоровье, составляющих компонентах понятия «здоровье», понять насколько приоритетным оно является в сознании современных подростков по сравнению с другими жизненными ценностями.
Цель: выяснить мнение школьников о составляющих компонентах понятия «здоровье», определить насколько приоритетным оно является в сознании современных подростков по сравнению с другими жизненными ценностями.
Задачи: 1. Проанализировать собранную информацию о составляющих компонентах понятия «здоровье», принципах формировании ЗОЖ и жизненных ценностях.
Объект нашего исследования: образ современных школьников в отношении понятия «здоровье».
Предметом исследования: учащиеся 7 класса.
Метод исследования: анализ, разработанных нами анкеты «Что вы знаете о здоровом образе жизни», программы «Построй свою модель ЗОЖ», а также сочинений учащихся и тестов М. Рокича и Ш. Шварца «Жизненные ценности», консультации
Гипотеза: Забота о своём здоровье с детства, формирование и ведение здорового образа жизни способствует избеганию многих проблем, связанных со здоровьем, личной и социальной самореализации
Цель: выяснить мнение школьников о составляющих компонентах понятия «здоровье», определить насколько приоритетным оно является в сознании современных подростков по сравнению с другими жизненными ценностями
Наша работа на этом не остановилась. Результаты тестирования позволили выявить, что одной из главных причин влияющей на ЗОЖ учащиеся считают так же и экологический фактор, и основное решение видят в защите и охране окружающей среды. Действительно, здоровье населения зависит от экологического показателя благополучия человека в окружающей среде. Безусловно, очень важно уделять повышенное внимание защите окружающей среды, так как её загрязнение непосредственно влияет на здоровье, физическую выносливость, работоспособность человека, а также на его плодовитость и смертность. Именно поэтому практически во всех странах земного шара этому вопросу уделяется так много внимания. И чтобы поддержать в этом выборе учащихся, а также ещё больше повысить их интерес к данной теме, мы решили рассказать об экологической обстановке в нашем крае и познакомить наших испытуемых для начала с местными достопримечательностями, создав несколько показательных презентаций на эту тему. (см.прил. 4) В результате оказалось, что мало кто знал о той красоте, которая нас окружает, и, что в нашей области есть заповедник.
Чтобы ещё больше расширить кругозор учащихся и познакомить их с Оренбургскими заповедниками, а главное ещё больше привлечь их к охране окружающей среды и заповедных мест, мы продолжили работу и разработали ещё две дополнительные викторины: «Кто хочет стать миллионером», «Стань лучшим знатоком заповедника Оренбургский», которые позволяют не просто познакомиться с красотами и историей своей малой Родины, но и попутно проверить свои знания. Презентации и викторины были протестированы учащимися 1 и 5 классов и получили положительные отзывы. В результате для увеличения доступа к программам большего числа учащихся мы создали группу в ВК «Оренбургский следопыт», где можно посмотреть презентации и ответить на вопросы викторин (https://vk.com/club144526721) (см.Приложение доп.).
Наша работа не остановилась на создании программ. Сделав вывод, что ожидаемые результаты, были достигнуты - интерес учащихся к данной теме вырос, мы решили пойти вперёд, чтобы ещё больше всех заинтересовать и привлечь новых участников.
Заключение
Здоровье... Издавна с этим понятием люди связывали и продолжают связывать свое благополучие, счастье, возможность полноценно жить и трудиться, растить здоровых детей. Поведение человека всегда было направлено на удовлетворение потребностей и каждая личность характеризуется своими, индивидуальными способами их удовлетворения. К сожалению, не всегда эти потребности положительно влияют на жизнь человека и его здоровье. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ), на формирование которого мы можем и должны повлиять. Однако, благодаря нашему исследованию мы поняли, что на сегодняшний день, подростки не совсем полно владеют понятиями здоровья и ЗОЖ и не отождествляют их между собой. Кроме того, мы выяснили, насколько серьёзной является проблема ЗОЖ на сегодня, изучили причины появления и последствия влияния его на организм детей, проведя исследование на уровне своей школы и семьи, используя разработанную нами программу-тест - «Построй свою модель ЗОЖ», которая получила массу положительных отзывов, и сделали определённые выводы. Используя анализ сочинений и результаты тестов М. Рокича и Ш. Шварца, определили, что, к сожалению, в цепочке потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, учащиеся не выносят здоровье на первый план, а по сути именно оно должно стать первейшей потребностью, и особенно у подростков. Это важно, потому что, пока они еще здоровы, они не задумываются о здоровье, так как нет потребности в его сохранении и укреплении, но, как показывает статистика и опыт наших родителей, лишь потом, растратив его, они начнут ощущать выраженную потребность в нем.
В результате своей работы мы достигли поставленной цели и реализовали задачи: выяснить мнение школьников о составляющих компонентах понятия «здоровье» и определить, насколько приоритетным оно является в сознании современных подростков по сравнению с другими жизненными ценностями. Дополнительно изучили работу ряда программ, изучили результаты статистических данных, проанализировали различные таблицы и графики, научились работать с чертежами, собрали и проанализировали информацию о правильном питании, физической нагрузке, калорийности продуктов, побеседовали со специалистами, разработали ряд рекомендаций по ведению ЗОЖ. Основываясь на полученной информации и проведенных исследованиях, подтвердили и доказали гипотезу. Используя полученную информацию и знания, создали «Учебно-информационное пособие «Здоровый образ жизни»». В результате нам даже удалось, повысить заинтересованность учащихся вопросами сохранения собственного здоровья, и дать толчок их собственной реализации принципов ЗОЖ, а также привлечь их к участию в пропаганде здорового образа жизни среди сверстников.
Мы считаем, что знания людей о здоровом образе жизни должны стать их убеждениями и начинать надо с подрастающего поколения, мы должны воспитать в наших детях культуру здорового образа жизни. Здоровье будущих поколений в наших руках, и если мы не примем соответствующие меры по улучшению качества нации, то последствия могут быть плачевными. Поэтому мы решили не останавливаться на достигнутом, видя как растёт интерес учащихся к данной теме. Пытаясь его не потерять и приумножить, разработали несколько презентаций и викторин о достопримечательностях и охраняемых территориях на
https://school-science.ru/5/8/35149