«Выкса-фестиваль» проводят металлургическая и машиностроительная группа ОМК и благотворительный фонд «ОМК-Участие» с 2011 года, в этом году он пройдет в 14-й раз. Это уникальный для России пример культурного проекта, который развивает целый город.
Рядом с Большой Историей из «единого учебника» живут локальные частные истории, из которые складывается и мифология места, и городская идентичность, и образ Выксы для внешнего мира. И база для того, чтобы придумать новые истории и традиции — то, чего не было, но могло бы быть или когда-нибудь будет. Фестиваль 2024 года — это истории Выксы, реальные и воображаемые, большие и малые, собирающиеся в общую историю о городе.
«Задача Выкса-фестиваля — не только отражать культурную повестку, но и формировать ее; то, что было сделано в Выксе, не остается внутри города — но выходит как тренд на широкую культурную арену. В основе этой повестки часто лежит исторический — в том числе местный — материал: мы актуализируем фольклор, исследуем архитектуру и индустриальное наследие разных эпох, работаем с памятью коллективной и индивидуальной.
Постоянные культурные институции. Все, что сделано на «Выкса-фестивале», остается в Выксе — продолжает жить и менять город. Вот только некоторые примеры культурных и городских институций, которые выросли из «Выкса-фестиваля»:
Культурный центр «Волна». Новое «третье место» для жителей и гостей Выксы: общественное пространство с выставочным залом, открытые детские мастерские, арт-резиденция с жилой зоной для художников со всей страны.
Пространство Ex Libris. Творческое пространство для общения городских сообществ под эгидой фестиваля.
«Студия РАЗ». Проект перерождения бутылочного стекла в произведения искусства для города, объединяющий экологию, социальную миссию и искусство.
«Выксадром. Бюро идей и воплощений», локальный продюсерский центр, задача которого — развивать местные компетенции, круглогодичную культурную повестку и выстраивать партнерства за пределами Выксы.
«Походный театр». Спектакли «По домам», «По углам», «По водам» и «По цехам», на которых можно увидеть ключевые достопримечательности города, побывать в гостях у местных жителей и исследовать заводские цеха.
Кроме того, за 14 лет участники фестиваля создали около 100 стрит-арт-работ, паблик-арт объектов и объектов городского дизайна.
Благодаря прямому и косвенному влиянию фестиваля появляются новые городские сообщества (школа скейтбординга, нетворкинг-фестиваль для учителей), расширяются интересы жителей (37% выксунцев говорят, что им интересно современное искусство), растут их запросы на качественную городскую среду. По результатам исследований 95% горожан считают, что фестиваль меняет образ Выксы для региона и страны.
Фотографии 9
Показать всеВидео 6
Показать все