Национальная технологическая олимпиада проводится с 2015 года. За 7 лет проведения Национальной технологической олимпиады в ней приняло участие 297 685 школьников и студентов из 85 регионов России. Формат проведения соревнований отличается от традиционных олимпиад. По факту участие занимает большую часть учебного года — около 6 месяцев; это не только соревновательный, но и образовательный процесс. На протяжении полугода участники бесплатно изучают современные технологии под руководством представителей крупных госкорпораций, разработчиков стартапов, технологического бизнеса, находясь в любой точке страны. Участники решают задачи, разработанные технологическими компаниями и вузами, победители и призеры получают 100 баллов ЕГЭ, котирующиеся в 173 вузах России, проходят стажировки в компаниях — лидерах технологической отрасли в России, приобретают опыт работе в команде, навыки управления высокотехнологичным оборудованием и понимание реального кадрового запроса на рынке технологий.
Национальная технологическая олимпиада соответствует национальным интересам, в частности, Указу президента РФ «О национальных целях развития России до 2030 года». В указе обозначена цель: «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».
Именно эти категории школьников чаще всего сталкиваются с проблемой социального неравенства.
По данным ООН, 258 миллионов детей в мире не ходят в школу, что составляет 17% от общего числа детей. Однако, если не брать крайнюю степень неравенства, когда дети не посещают школы, а оценить последствия неравенства для развития страны в целом, интересно обратиться к исследованию Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС за авторством Юлии Флоринской. В удаленных малых городах после школы намерены остаться только 4% выпускников. Больше половины опрошенных в 2015 году были намерены уехать навсегда. Показательно и то, как выпускники оценивают стратегии своего окружения. 92% респондентов отметили, что покинуть малые города планируют «очень много» или «скорее, много» их знакомых. Подавляющее большинство респондентов-школьников — 91% — планируют получать высшее образование. Однако для того, чтобы житель малого города или села мог поступить в вуз, ему требуется высокий уровень подготовки. Школьники, которые участвуют в НТО с 5 класса, могут попробовать себя в 15 инженерных направлениях и технологических сферах, не просто пройдя соревнования, а обучаясь у разработчиков направлений на этапах, предшествующих финальным испытаниям.
Второй глобальной целью олимпиады, также соответствующей Указу президента «О национальных целях развития России до 2030 года», является «помощь в самоопределении и профессиональной ориентации всех обучающихся». По данным того же исследования РАНХиГС, каждый пятый респондент не смог ответить на вопрос о выборе профессии. Тем не менее, 91% школьников все равно намерен попасть в вуз. Ежегодно НТО включает больше 30 инженерных направлений, связанных с космосом, искусственным интеллектом, большими данными, программированием беспилотников, нейроинтерфейсами, нанотехнологиями, редактированием генома и многим другим.
В 2020 году проводилось исследование среди победителей и призеров НТО; 64,4% респондентов указали, что олимпиада так или иначе помогла им определиться с выбором профессии и вуза. 77% поступили в вузы из числа 173 вузов-партнеров НТО.
Только в 2021/2022 году на НТО зарегистрировалось более 30 тысяч старшеклассников, проживающих вне городов-миллионеров; 17 756 участников проживают в сельской местности.
656 ребят, живущих вне мегаполисов, стали финалистами соревнований, дойдя до заключительного этапа; сельчан из них — 36.
152 школьника из малых, средних городов и сел (5 — из сельской местности) стали призерами и победителями НТО 2021/2022.
На ряде профилей НТО складывается система нового социального института, когда школьникам с самыми яркими результатами предлагается пройти стажировки, ряд из которых уже закончился трудоустройством, и получить денежное вознаграждение, которое можно тратить на образование и связанные с ним расходы, например, переезд из родного город в город, где человек будет учиться. Объем призового фонда за последние три года превысил 7 миллионов рублей.
Более 70% респондентов исследования — победителей и призеров НТО отметили, что их ожидания от учебы совпадают с реальностью и они довольны выбранным вузом. Этот факт свидетельствует о том, что НТО помогла школьникам выбрать специальность правильно, основываясь на реальных возможностях, перспективах и интересах детей.
Благодаря НТО формируются сообщества школьников, объединенных разными интересами в области технологий и образования. Так, например, зародившееся на НТО сообщество AXIOM за два года выиграло 16 международных и 58 всероссийских интеллектуальных соревнований и привлекли на развитие своего проекта более миллиона рублей. В 2021 году основатели сообщества поступили в университет Иннополис в составе команды, сложившейся на олимпиаде. Участники НТО приглашаются на ведущие мероприятия в области технологий и образования в приоритетном порядке. Они участвуют во всевозможных форумах, хакатонах и других мероприятиях с участием первых лиц. 11% участников НТО имеют собственные технологические проекты. В 2022 году призер трека НТО Junior для 5-7 классов Александр Кравченко презентовал свой проект лично В. В. Путину, который пообещал поддержать инициативу школьника.
Фотографии 5
Показать всеВидео 1
Показать все