1. Экологический отряд старшей возрастной группы ПОИСК (11 класс) под руководством Афанасьевой Ю. С., был сформирован пять лет назад и за период своего существования ребята приняли участие во множестве мероприятий различных уровней: всероссийском, городском и районном («На старт экоотряд», «Экомонстр», «Заповедники России» и т. д.). Самыми важными достижениями ребят стали организация и проведение игровых станций Водной программы Беларуси и России.
2. Три года назад был сформирован Экологический отряд средней возрастной группы ПОИСК (8 класс) под руководством Бисиковой И. Н. Ребята проявляют высокий уровень заинтересованности в вопросах экологии и с удовольствием проводят экологические уроки, участвуют в районных мероприятиях.
3. Благодаря активной деятельности учеников 11-го и 8-го классов, в текущем учебном году был создан ещё один экологический отряд «Бобрята», состоящий из третьеклассников, под руководством Коростелевой О. В. Ученики принимают активное участие в проекте Эколята-молодые защитники природы.
На примере функционирования и успешной деятельности всех трёх групп экологических отрядов мы можем продемонстрировать преемственность и реализацию практик наставничества.
Обучающиеся 11 класса являются выпускниками и в течение трёх лет активно продолжают делиться опытом и полученными знаниями с восьмиклассниками, а они, в свою очередь, являются наставниками для учеников третьего класса.
Таким образом, в рамках волонтерской деятельности востребованной практикой наставничества стала деятельность по форме «ученик-ученик», где основными задачами взаимодействия наставника с наставляемым являются: развитие гибких навыков и метакомпетенций, создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации, формирование ценностных установок учащихся и устойчивого школьного сообщества. В нашем случае школьное сообщество является изначальным и конечным пунктом, точкой сборки системы при реализации наставничества.
Сообщество предполагает активное сотрудничество, связь учеников и учителей (администрации и родителей) в процессе творческого (метакомпетентностного) решения вопросов по защите экологии.
В школьном экологическом сообществе происходит воспитание ответственности и развитие способности принимать решения, осознанно выбирать и строить свою образовательную траекторию. Все это служит основой для эффективной взаимной поддержки учеников (и учителей) и сопровождается продуктивной деятельностью по формированию активной жизненной и гражданской позиций, обучению рефлексии, освоению социальных и коммуникационных компетенций обучающихся.
Результатом грамотной организации наставничества на данном поле является высокий уровень включенности наставляемых в социальные (включая экологические) и образовательные процессы, что оказывает ощутимое положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, имидж школы, лояльность учеников и выпускников.