«Родители радуются, как дети»: во дворах Тюмени готовят будущих лидеров
Мы продолжаем рассказывать про участников акселерационной программы поддержки и сопровождения социальных проектов в рамках Всероссийского конкурса «Доброволец России – 2019». В этом материале – история социального проекта по организации дворового досуга для жителей Тюмени «Капитаны двора».
Папы поехали в магазин и купили детям клюшки
«О проекте я узнала из социальных сетей. Посмотрела и подумала: «Какие же эти ребята крутые». Решила, что хочу стать одной из них, завести единомышленниками и новых друзей и научиться работать с детьми», – рассказывает Дарья Александрова, которая живет в Тюменской области.
Несколько лет назад школьница стала участницей волонтерского движения «Капитаны двора». Его суть заключается в том, что старшеклассники и молодые люди, которых готовят как вожатых для лагерей, приходят в жилые дворы и устраивают для детей подвижные игры.
Проект организовал Павел Притупа, который участвует в акселерационной программе конкурса «Доброволец России – 2019».
«Я профессионально занимаюсь организацией досуга детей и работал в загородном лагере: начал вожатым, а закончил замдиректора по проектной деятельности. За эти 15 лет я также постоянно готовил вожатых для нашего лагеря», – делится он.
В 2010 году в Тюмени возобновили летние пришкольные, или городские, лагеря, для них понадобились вожатые. Павла попросили помочь с этим, и он стал учить школьников быть вожатыми. Постепенно из старшеклассников сложилось целое сообщество увлеченных молодых людей, которые любят и умеют работать с детьми. Но, отработав несколько смен в летнем лагере, старшеклассники часто не понимали, где еще применить свои знания. Тогда Павел и его команда решили возобновить программу «Дворы Тюмени», которая существовала еще в 90-е годы.
«Мы поняли, что вожатые – это капитаны, которые управляют кораблями – дворами. Так и появилось название проекта», – говорит Павел.
Капитан двора не просто организовывает досуг детей, но передает им свой опыт, чтобы дети запомнили правила и научились играть друг с другом. Так дети учатся проводить время во дворе самостоятельно – даже если рядом с ними нет взрослых, которые будут придумывать для них игры и занятия.
Кроме того, добавляет Павел, в период летних каникул в городах традиционно вырастает детская преступность – многие школьники просто не знают, чем себя занять три месяца. Капитаны показывают им, как можно направить свою энергию в позитивное русло.
Капитаны начинали с того, что приходили играть с детьми в собственные дворы. Постепенно о проекте узнавали все больше городских жителей – через соцсети и сарафанное радио. Вожатые стали проводить игры для детей не только летом, но и зимой: купили клюшки, мячи для хоккея, переносные ворота и стали приезжать во дворы, где есть «коробки» со льдом.
Еще через год капитаны стали проводить спевки во дворах – петь песни под гитару. И тут к ним стали присоединяться взрослые.
«Мы поняли, что родители, оказывается, тоже могут быть увлечены играми и песнями. Наиболее активные из них стали сами организовывать досуг с детьми на улице. Например, как-то утром мы приехали во двор и поиграли с детьми в хоккей, а вечером их папы поехали, купили клюшки, и теперь они играют все вместе каждый вечер», – делится Павел.
Оказалось, что в каждом дворе есть родители-активисты, которые сами приглашают капитанов в свой двор и готовы оказывать помощь. Например, они информируют соседей о том, что во двор приедут вожатые, или помогают в организации игр. Некоторые даже предлагают привезти капитанов на машинах, покупают детям призы.
«Очень часто бывает так, что мы начинаем объяснять правила игры, и тут подключаются взрослые, которые до этого стояли в стороне: «О, я помню «резиночку»! Проходит немного времени, и вот мамы, как малые дети, хохочут и весело прыгают в «классики». Такой диалог поколений дорого стоит», – говорит Павел.
В группе проекта во ВКонтакте родители пишут благодарственные отзывы капитанам за то, что они провели время с детьми.
«Спасибо большое «Капитанам двора»! С их приходом двор ожил и все – дети и взрослые – стали единым целым! Простые, добрый, активные, интересные игры, которые предложили нам ребята, увлекли всех! Взрослые поняли, что играть с детьми просто и очень весело, а дети увидели, что кроме качели и песочницы есть еще масса увлекательных занятий! Спасибо большое от жителей двора», – написала Екатерина Зыкова.
Управлять детским коллективом – то же самое, что и взрослым
Перед тем, как стать капитаном двора, нужно пройти «Школу капитанов», в которых готовят вожатых для пришкольных лагерей. В этом уникальность проекта: старшеклассников учат работать с детьми в разных форматах, а они выбирают, как хотят применить свои навыки на практике – во дворе или лагерях.
Ученики приходят по-разным причинам: кто-то отдыхал в лагере, где были крутые вожатые, и они захотели сами стать такими же, кому-то нравится проводить время с младшими братьями сестрами, и они хотят поработать с детьми. Кто-то, как Дарья Александрова, просто услышали про проект «Капитаны двора» и захотели присоединиться к команде.
Обучение состоит из двух блоков. Старшеклассникам дают специальные знания в области педагогики: рассказывают, кто такой вожатый, в чем его задачи и как поладить с детьми. Например, вожатый должен знать очень много игр: на знакомство, на внимание, игры-розыгрыши, игры-минутки, игры с залом, кричалки. Чем больше у капитана игр в запасе, тем он профессиональнее.
Второй блок обучения посвящен развитию так называемых soft skills, или «мягких навыков». Так называются универсальные навыки, не связанные с определенной профессией. Их можно выразить формулой «4К»: креативность, коммуникация, командное взаимодействие и критическое мышление. Павел уверен – человек, обладающий этими навыками, уже имеет конкурентное преимущество по сравнению со своими коллегами.
«Сейчас многие процессы автоматизированы, старые профессии исчезают, потому что людей заменяют машины и искуственный интеллект, но роботы никогда не заменят специалистов, которые владеют гибкими навыками, – рассказывает он. – Машины не могут общаться между собой или креативить – у них есть четкий алгоритм, которому они следуют. То же касается и командного взаимодействия и критического мышления».
Павел много лет работает с молодежью и отмечает, что сейчас молодые люди чаще, чем раньше, меняют профессии, пробуя себя в самых разных сферах. Мягкие навыки нужны практически в любой области, и если человек ими владеет, то ему легче быть успешным в карьере и общении с людьми.
«Я могу знать больше, чем вы, но если вы умеете красиво рассказать о себе, тогда вы получаете преимущество, о вас знают, с вами хотят работать. Это, кстати, касается не только работы. Даже на акселерации: все авторы проектов здесь – профессионалы своего дела, но, кроме этого, необходимо понимать, как работать в команде и презентовать свою программу», – поясняет наш собеседник.
Как правило, в начале обучения в «Школе капитанов» лишь единицы знают, что такое мягкие навыки. Павел считает, что уже с первых занятий очень важно рассказать будущим вожатым, какое конкурентное преимущество они получат перед теми, кто эти навыки не развивает. Тогда у них появляется серьезная мотивация – они понимают, что обучение будет полезно им, даже если в будущем они не станут педагогами или вожатыми.
По словам Павла, принципы управления детским и взрослым коллективами – одни и те же.
«В обоих случаях есть аутсайдеры, лидеры, ведомые, среднячок, возникают одни и те же конфликты. Чем раньше ребята начнут управлять коллективом, тем больше вероятность, что в будущем они займут руководящую позицию», – делится он.
В процессе обучения с учениками моделируют различные ситуации, чтобы научить их, как вести себя, если кто-то из детей не хочет принимать участие в играх или в группе появился неформальный лидер, который начинает разлагать коллектив. Все эти знания в будущем они смогут применить и в общении со сверстниками и старшими поколениями.
Игры в каждый город
Дарья Александрова, уже действующий капитан, рассказывает, что главные качества для любого вожатого – это уверенность в себе, красноречие и любовь к детям. Школьница живет в селе Тюнево в 30 км от Тюмени, но это никак не мешает ей посещать площадки «Капитанов двора» в самом городе.
«Спустя какое-то время мы сами удивились: «А почему мы не ездим в село к Даше?» И поехали – взрослые и дети были очень рады», – улыбается Павел.
В этом году капитаны запустили проект «ВСЕЛЕнная игр», в рамках которого объехали несколько сел и провели там мастер-классы по подвижным играм.
Этот год во многом стал прорывным для проекта. Началась программа по пропаганде здорового образа жизни – капитаны проводят квесты по здоровому питанию и ЗОЖ. А еще в коллаборации с тюменской школой по битбоксу капитаны провели мастер-класс, чтобы привлечь ребят постарше, которые увлекаются хип-хоп культурой.
За три летних месяца участники проекта организовали игры в 50 дворах и спевки на 15 площадках. Каждый летний сезон завершается чемпионатом Тюмени по подвижным дворовым играм – проводятся соревнования по «салкам-мушкетерам», «вышибалам», «классикам», «резиночке» и «десяточке на скакалке».
Постепенно проект расширяется за пределы Тюмени. Помимо сел в области он теперь представлен и в двух соседних регионах: в поселке «Пионерский» Югры и в городе Куртамыше Курганской области.
Павел считает, что проект готов к тому, чтобы передавать свой опыт в другие регионы: «Я понимаю, что технологии, которые мы применяем, можно транслировать в другие населенные пункты. Есть много городов, где волонтеры тоже организуют детский досуг во дворах, но именно наша модель предполагает, что из помощников вожатых для пришкольных лагерей автоматически готовят «капитанов двора».
Справка
Акселерационная программа, запущенная Ассоциацией волонтерских центров в 2018 году, проходит с 16 октября 2019 по 15 февраля 2020 года. Критериями отбора проектов в программу стали высокий социальный эффект инициативы и уникальность предлагаемой технологии, сформированная команда, опыт успешной деятельности для реализации заявленного проекта и наличие реальных партнеров, готовность к масштабированию.
Участие в программе акселерации позволяет лидерам инициатив получить возможность тиражирования своих проектов в другие регионы страны, фирменные рекламные ролики, информационную поддержку в СМИ, сопровождение проектов и наставников на период до шести месяцев, пройти обучение по программам АВЦ, включая онлайн-университет, а также возможность принять участие во встречах с представителями высших органов власти.
После завершения очной части программы лидеры инициатив продолжат работать с кураторами и экспертами, принимать участие в вебинарах, а со 2 по 5 декабря на Международном форуме добровольцев для них пройдет отдельная программа. По итогам участия в программе руководители проектов смогут усовершенствовать свои инициативы, а лучшие из них получат возможность создать социальные франшизы и тиражировать проекты в регионах страны.
Очный этап акселерационной программы прошел в октябре 2019 года в Мастерской управления «Сенеж» в Подмосковье. В предыдущих публикациях мы рассказывали про добровольческие проекты «Десант здоровья» и «Городской транспорт без преград».
Автор: Елизавета Королева
Фото: vk.com/kapitantmn