Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
А какой твой вид добровольческой деятельности? | DOBRO.RU

А какой твой вид добровольческой деятельности?

  • 7 июля 2019, 10:26

В прошлом году Школа ценностно-орентированного добровольчества, прошедшая многолетнюю апробацию в Сибири, отметила свой 10-летний юбилей. Применение ее в волонтерском образовании привело к повышению эффективности проектов и влиянию на повседневную жизнь волонтеров на долгие годы вперед.

Мы расскажем об отличительных чертах ценностного подхода в добровольчестве.

Существуют две наиболее явные стратегии добровольчества. В практике же они пересекаются, где-то подменяют друг друга. Здесь важно не столько разделение этих стратегий, сколько их понимание и осознание того, что каждый из нас делает, развивая добровольчество. Теоретическое разделение этих стратегий позволит нам четко определить их сильные и слабые стороны, отследить их проявление в практике и сделать правильные акценты в повседневной добровольческой деятельности.

Первая стратегия, и наиболее распространенная в России, – добровольчество как деятельность по оказанию услуг населению, организации досуга и решению социальных проблем. Здесь на первый план выходит вопрос: Что конкретно делают добровольцы и какую материальную пользу они приносят обществу? Главной задачей по реализации данной стратегии является формирование банка возможностей добровольцев и создание ресурсных добровольческих центров, в успешном воплощении которой ведущую роль играет государство и развитый бизнес.
Строительство экотропы «Чайный путь» в Култуке, Байкал.Строительство экотропы «Чайный путь» в Култуке, Байкал.
Другая стратегия – добровольчество как формирование и проявление культуры гражданской ответственности, прямого личного участия в жизни общества. Главный вопрос данной стратегии: Что побуждает добровольцев жертвовать своим временем (талантом и пр.) и что они хотят этим сказать другим? Главная задача – сплочение и расширение неформального сообщества добровольцев и добровольческих организаций (на местном уровне, в сети Интернета, через конференции и пр.), которые культивируют в обществе ценности добровольчества как основы самосознания и гражданственности.
Байкальский проект. Строительство моста Доброй волиБайкальский проект. Строительство моста Доброй воли

Первая стратегия подразумевает, что в ресурсный центр приходит уже мотивированный на служение и проявление добра доброволец. Хотя трудно представить, что в муниципальный добровольческий центр придет молодой человек и скажет: «Научите меня быть добрым!» Скорее всего, он предложит свою помощь и ему нужен ответ, что конкретно он может сделать. Но откуда возьмется такой человек? Ответить на этот вопрос призвана вторая стратегия.

Сравним две стратегии:

  1. Первая стратегия: проблемно-ориентированный подход 
  2. Вторая стратегия: ценностно-ориентированный подход

1. На что направлена добровольческая деятельность?

Первая стратегия: Решение проблем
Вторая стратегия: «Создание» ценностей

2. В целом, какова конечная цель добровольчества?

Первая стратегия: Отсутствие проблем и необходимости заниматься добровольчеством
Вторая стратегия: Установление традиций, культуры добровольческого служения

3. Какова структура организации и координации добровольческих усилий?

Первая стратегия: Муниципальные центры и биржи добровольческого труда (региональные волонтерские центры)
Вторая стратегия: Сообщество (сеть) самостоятельных добровольческих групп и отдельных добровольцев

4. Кто играет ведущую роль в организации добровольческой деятельности?

Первая стратегия: Государство, администрация
Вторая стратегия: Граждане

5. Какими качествами должен обладать тот, кто руководит добровольцами?

Первая стратегия: «Госслужащий», менеджер, тренер по социальному проектированию
Вторая стратегия: Личный пример добровольческого служения

6. В качестве кого привлекаются добровольцы?

Первая стратегия: Привлечение волонтеров для выполнения конкретных работ в текущем проекте 
Вторая стратегия: Ориентация на то, чтобы волонтеры взяли ответственность за будущее проекта и местного сообщества

7. Чем привлекают новых добровольцев?

Первая стратегия: Рекрутингакцент на внешних выгодах (бесплатное посещение массовых мероприятий, экипировка, занесение «стажа» в личную книжку волонтера, волонтером быть «модно»)
Вторая стратегия: Примеры личностного роста и отзывы

8. Через что люди узнают о возможностях добровольческого участия?

Первая стратегия: СМИ и т.п. 
Вторая стратегия: Личные связи, друзья, родственники и т.п.

9. Каков основной способ популяризации добровольчества в нашей стране?

Первая стратегия: Массовые молодежные акции, призывы чиновников
Вторая стратегия: Встречи с заслуженными добровольцами, интервью в СМИ

Строительство велопешеходной экотропы «Чайный путь». Байкал, п.Култук. Район приостановленного «китайского» завода по розливу водыСтроительство велопешеходной экотропы «Чайный путь». Байкал, п.Култук. Район приостановленного «китайского» завода по розливу воды

Опираясь на это, можно проанализировать, какие тенденции имеет ваша добровольческая деятельность. Хотим отметить, что первая стратегия успешна в формировании внешней структуры и нацелена на воздействие «извне», а вторая – в формировании климата отношений и воздействует «изнутри». Приоритетом должна быть вторая стратегия, что в перспективе даст больший социальный эффект и сузит ответственность государства до направляюще-распределительной роли. Сейчас же государство в лице чиновников пытается выступать в качестве воспитателя, не являясь примером добровольческого служения. Этот пример должны показать НКО, видные деятели, инициативные добровольческие группы, объединившись в Добровольческое сообщество.

По материалам образовательной программы Байкальского проекта