«Память – это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим…» Всесильно время- мощными руками все может сокрушить и развести, бессильно время, если встретит Святую ПАМЯТЬ на своем пути В.П.Астафьев. К сожалению, сегодняшний день нашей России сложен и труден. И хотя государство делает очень много в плане воспитания молодежи: создано Российское движение школьников, Движение первых, проводятся различные форумы. Но все таки мы по прежнему встречаем разрушенные нравственные идеалы, ощущается духовный застой– всё это захлестнуло общество и может превратить нас в людей, утративших память. Перед нашим обществом в полный рост встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее. Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.
Школьный музей это не храм для поклонения раритетам. Музей должен стать мостиком между сегодняшним поколением и поколениями предыдущими. Это не только место для экскурсий, это место для работы, для установления связи между днём сегодняшним и днями уже прошедшими. Ведь сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково-исследовательской работе по изучению местной истории.
Определяя поисково-исследовательские задачи, учитель создает условия для слияния ребят с общественно-историческим опытом. Работа в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, интервьюирование или анкетирование непосредственных участников и очевидцев событий – все эти формы сбора материала не только вырабатывают навыки исследовательской деятельности, но и воспитывают уважение к историческому факту, осознания собственной значимости, сопричастности к делам своего народа. Атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия, присущие исследовательскому методу, способствуют воспитанию творческой инициативы ребят, их самостоятельности.
Но в условиях небольшого села наличие школьного музея актуально не только для школьников. Старшее поколение охотно участвует в работе музея. Они чувствуют себя носителями истории. За маской напускного равнодушия , скрывается удовлетворение от того, что нужны, что их жизненный опыт и знания пригодились. Делятся не только воспоминаниями, но и предметами старины, которые составляют основу наших музея.
Цели : • совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения;
• воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
• приобщение учащихся к краеведческой и исследовательской деятельности;
-совершенствование нравственного воспитания обучающихся.
Научная новизна работы заключается в обстоятельном анализе главных функций, содержания форм и методов деятельности школьного музея. В проекте освещается широкий круг проблем совершенствования образовательного процесса, интегрированного в комплексе музейной работы, направленной на развитие творческих способностей учащихся, аналитического мышления, индивидуализации в изучении школьной программы в тесной связи с практикой и определением профессионального интереса.
Краеведение это исследование, а организация исследовательской деятельности учащихся в настоящее время рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме. Школьный музей не только - средство иллюстрации и конкретизации общеисторических событий, он является источником расширения кругозора учащихся.
Местный материал, экспонаты музея вносят элементы новизны в изучение предмета истории.
Краеведческий материал удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы.
Краеведческий материал раскрывает специфические особенности развития края, дает положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности.
Школьный музей – научная лаборатория для начинающих исследователей – учащихся. Краеведение это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьник.
Результаты исследовательской деятельности учащихся используются на уроках в процессе изучения и усвоения программного материала, а также во внеурочной деятельности (от сообщения, выступления, проекта до исследовательской работы, представленной на классную, школьную районную научно-практическую конференции)
Школьный музей - трибуна для формирования навыков ведения дискуссий.
Любой экспонат школьного музея может превратиться в поле деятельности школьников.
Школьный музей - место, пространство для формирования ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, информационных, гражданских, правовых).
Школьный музей в нашей школе становится местом для проведения музейных уроков для начальных классов.
Материалы школьного музея – кладовая познавательных задач для учащихся, источник дидактического материала.
Главный результат деятельности школьного музея - его всемерное содействие развитию навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Музей - не просто особый учебный кабинет школы, но один из воспитательных центров открытого образовательного пространства для патриотического воспитания, воспитания любви к своей земле, своему дому, своей семье, своему народу.
Музейная деятельность формирует чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, выступает координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения,
Фотографии 19
Показать всеВидео 2
Показать все