Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.
Помимо этого существует ещё одна немаловажная проблема. Это проблема социального развития (социализации) подрастающего поколения. Нельзя отрицать очевидного: мир детства существует и как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом проживают свой, уникальный мир детства, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания социального мира. Помочь ребенку адаптироваться в социуме призвано собственно «детство», как особая субкультура. Ребенок так устроен, что порой легче, чем взрослый вступает в контакт со сверстниками и с детьми более старшего возраста, а, значит, воспринимает и познает мир с позиции таких же детей.
В целях интеграции учебной и внеучебной деятельности, духовно-нравственного воспитания учащихся и формирования активной социальной позиции обучающихся с эмоционально-волевыми нарушениями в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке, формирования профессионального самоопределения, вот 11 лет в нашей школе работает волонтёрская группа из учащихся девушек 6 - 9-х классов для посещения группы д/сада «Улыбка». А благополучателями, т.е. лица, получающие помощь добровольцев, в данном случае, стали воспитанники д/сада «Улыбка».
На основании договора по обеспечению преемственности и подготовке детей к школе, каждый год составляется план деятельности, совместно с профсоюзной организацией было разработано положение о создании волонтёрской группы.
Данный проект представляет собой объединение двух равноправных и взаимосвязанных между собой блока:
Подобное сотрудничество возможно при определенных условиях:
Набор в группу проходит на добровольных началах: обработка заявок, заполнение анкет. И просто желание быть другом и помощником маленьким друзьям.
У каждого волонтёра есть волонтёрская книжка, где отражается его деятельность, заверенная руководителями учреждений.
На стенде нашей группы учащиеся и родители могут ознакомиться с нашим кодексом и заповедями, планом работы и нашими мероприятиями.
Волонтерская группа «Дарить детям радость» работает по следующим направлениям: духовно – нравственного воспитания патриотического, экологического воспитания и досуговые мероприятия.
Задачи сохранения и укрепления здоровья детей являются приоритетными в данном проекте. В рамках профилактической работы мы применяем ряд разнообразных форм и видов деятельности, направленных на популяризацию здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников.
Эффективность педагогических возможностей каждого отдельно взятого образовательного учреждения в значительно степени определялось влиянием социума, одним из составляющих которого является другое близлежащее образовательное учреждение. Здесь мы говорим о социальном партнерстве, т.е. о равноправном и взаимовыгодном взаимодействии: совместная работа систем позволяет каждому из субъектов взаимодействия решать свои актуальные задачи. Взаимодействие объединило инновационные процессы каждого образовательного учреждения. В конечном итоге значительно повысило качество образовательных возможностей каждого образовательного учреждения.
Взаимодействие двух детских коллективов в рамках партнерства двух образовательных учреждений увеличило возможности развития, совершенствования детской субкультуры, трансформировало её в совершенно новые формы и отношения.
Эффективность совместной деятельности дошкольников в полной мере зависела от того, как педагог ставил перед волонтёрами задачи взаимодействия, показывал детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности, помогал понять и эмоционально пережить чувство удовлетворения от результатов общего труда.
Только участвуя в совместной деятельности, дети объединяются и вступают между собою во взаимоотношения. Дошкольники стремятся к активному общению в совместной деятельности с учащимися школы.
Если каждый учитель возьмёт на себя пропаганду добровольческого труда, волонтерской деятельности, разъясняя их задачи, показывая положительные стороны их деятельности, подчеркивая необходимость этих организаций для становления гражданского общества, то значительная часть школьников, получившая опыт в той или иной профессии станет активной силой нашего общества.
Возрождение идеи шефства как средства распространения волонтерского движения.
Популяризация идей добровольчества среди подростков и молодежи города, осуществление информационной деятельности.
Изучение, распространение передового педагогического опыта.
Создание принципиально нового педагогического подхода, позволяющего решать задачи повышения качества образования путем интегрирования содержания двух педагогических систем- школы и детского сада, а так же учебной и внеучебной деятельности
Обеспечение полноценного взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе.
Формирование активной социальной позиции обучающихся с эмоционально-волевыми нарушениями в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке.
Формирование у учащихся средней школы знания и умения по профессиональному самоопределению.
За 7 лет деятельности нашей группы данная молодёжная инициатива способствовала в первую очередь, формированию школьной мотивации дошкольников, более эффективной подготовке к школе. Первые воспитанники волонтерской группы уже учатся в четвертом классе десятой школы у Дряглевой З.И., совместное общение подростков и малышей способствовало более легкой адаптации к школьной жизни.
Опыт работы ДОУ и школы апробирован и использован другими ОУ города и области.
В результате осуществления проекта более 500 дошкольников и школьников получили возможность развиваться, обучаться, посещать массовые культурные мероприятия и спортивные учреждения, оказывать помощь людям (более 120 человек) природе (очистка водоёмов, высаживание деревьев, кормушек и т.д.) и друг другу. Вся деятельность группы освещалась в средствах массовой информации и на сайте школы, в социальных сетях руководителя.
Результатами нашей волонтёрской деятельности стали обязательные совместные занятия по лепке и рисованию о спорте и активном отдыхе (занятия кружка «Творческая мастерская»). Каждое посещение детского сада сопровождается прогулками , упражнениями на спортивных снарядах, подвижными играми на свежем воздухе в любое время года, совместные спортивные праздники с родителями. Не успели закончится переводные экзамены и прозвенеть последние в учебном году звонки, как волонтеры младшего звена устроили квест «В поисках приключений».И просто обнимашки, всё это способствует тому, чтобы наши маленькие друзья росли здоровыми и крепкими! А наши волонтёры для них самый яркий пример.
Особое место занимает проектная деятельность.
В целях просветительской деятельности и побуждения стремления к здоровому образу жизни в наших учреждениях проводились мероприятия в рамках Всесоюзной акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам». Было принято решение подготовить совместный многоцелевой проект по данной проблеме. Зрелищно, азартно, весело, а главное спортивно прошло открытие всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам». На одном дыхании прошел веломарафон, в котором приняли участие все дети детского сада и волонтёры.Организация конкурса рисунка «Наша семья за здоровый образ жизни! Изучение стихов, песен, загадок о здоровье и спорте. Спортивный праздник «Плохие сестрички - вредные привычки». Просветительская работа – стенгазеты, выставки книг, агитбригада «Спорт и здоровый образ жизни!» - пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании. Создание буклетов «Мы выбираем спорт» и раздача на родительском собрании. Совместный с родителями исследовательский проект «Мой дом – моё здоровье». Игра - естественный спутник жизни ребенка и она побуждает к положительным эмоциям – важнейшему фактору воспитанию здорового образа жизни. В рамках акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» было проведено мероприятие «Мы выбираем спорт».
Результатами волонтёрской деятельностью стали: обязательные совместные праздники: «День знаний», карнавал «Новогоднее чудо», спортивный праздник «Сильные, ловкие, смелые», экскурсии по школе, д/саду и городу, презентации, проект «Страна детства», подготовка портфолио достижений воспитанников и учащихся в рамках одного возрастного периода жизни, конкурсы и выставки, экологические десанты, а так же участие в городских выставках, посвящённым Дню Победы, Дню Города, что способствовало воспитанию любви к малой родине, городу, стране, сохранению семейных традиций.
Участие в социальных проектах включает в себя весь спектр образовательных и воспитательных задач. Вот некоторые из них: долгосрочный Социальный проект «Подари праздник детям» - это обязательные совместные праздники: «День знаний», Фестиваль по театрализованной деятельности «Золотая Осень», «Новогоднее чудо», «Мамины Руки», спортивный праздник «Сильные, ловкие, смелые», «Скоро станем мы, как вы, учениками» для подготовительных групп д./с и учащихся l-го класса, а так же вариативные праздники и досуги на усмотрение администрации образовательных учреждений. А так же проекты регионального и федерального уровня такие, как: социальный проект «Рождественские чудеса», «Храни добро», долгосрочные социальные проекты «Золотая Осень», «Новогоднее Чудо», «Всё взращивается с Любовью», Всероссийская Акция «Дети Земли», ежегодное участие во Всероссийской Акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» социальный проект «Взрослые и дети. Организация и проведение добровольческих акций, трудовых десантов, операций таких, как - акция «День пожилого человека», «Служу Отечеству», «Почта Победы», трудовой десант «Ветеран живет рядом», операция «Чистый обелиск», «Чистый берег», «Творим добро своими руками. Активно принимаю участие в общественных объединениях Совета ветеранов города и волонтёрской организации «Пилигрим
Хочется сделать вывод, что молодёжная инициатива в лице добровольцев (волонтёров) подняла имидж нашего учебного заведения, с появлением (добровольцев увеличился круг общения, привлекаются новые интеллектуальные ресурсы, внимание общественности к решаемым проблемам, и, что немаловажно, добровольческая деятельность может отвлечь человека от негативных поступков.
Основной результат профилактической работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности. С приходом добровольцев увеличился круг общения, привлекались новые интеллектуальные ресурсы, внимание общественности к решаемым проблемам, школьной мотивации и приобретению профессии и, что немаловажно, добровольческая деятельность может отвлечь человека от негативных поступков. Очень отрадно, что много наших волонтёров начали свою профессиональную деятельность в детских садах нашего города.
Если вы хотите испытать себя в чем-то новом, реализовать собственную идею или мечту, стремитесь к приобретению нового опыта и знаний, тогда делайте добрые дела и участвуйте в волонтерских проекта. Это возможность сделать мир лучше, светлее. Только своим примером можно стимулировать здоровый образ жизни.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!
Видео 1
Показать все