В последние годы в России значительно вырос интерес к интеграции детей с отклоняющимся развитием в общеобразовательную среду. Очевидно, что в скором времени произойдет переход от единичных случаев удачной интеграции к все более широкому применению такого подхода в обучении и воспитании детей. А это значит, что дети с особыми образовательными потребностями получат доступ к инклюзивному образованию и смогут обучаться в коллективе своих сверстников в обычных школах. Согласно данным Управления социальной защиты населения на территории Белокалитвинского района проживает более трехсот детей с инвалидностью, большинство из которых пока еще обучаются на дому. Введение нового ФГОС для детей с ОВЗ дает возможность равного доступа к образованию всех детей вне зависимости от их образовательных потребностей в условиях массовой школы. Принятие особых детей в среду сверстников - одна из самых сложных проблем инклюзии. Вполне возможно, что учащиеся общеобразовательных школ никогда не встречались с человеком с инвалидностью. Именно поэтому люди с инвалидностью могут вызывать страх или даже отторжение у школьников. Однако эти чувства возникают у ребенка только потому, что он ничего не знает о людях с инвалидностью. Для изменения этой ситуации детям нужно предоставить возможность познакомиться с этими людьми, и предложить им представить себя на их месте. Именно эти принципы лежат в основе школьных уроков по пониманию инвалидности, которые называются «Уроки доброты». Проведение таких занятий – это необходимый шаг к развитию совместного образования и созданию общества, которое на равных началах принимает всех, независимо от наличия инвалидности. Социальный проект «Уроки доброты в Белой Калитве» реализуется на территории Белокалитвинского района в период с сентября 2015г. по май 2019г. Проводит «Уроки доброты» педагог, передвигающийся на инвалидной коляске, совместно с волонтерским отрядом «Открытое сердце» МБУ ДО Дома детского творчества. Проект направлен на формирование у школьников позитивного принимающего отношения к людям с инвалидностью, без страха и жалости. Ведь сегодняшние дети через несколько лет будут составлять наше общество, поэтому важно, чтобы они с раннего возраста научились их понимать и жить рядом с ними. «Уроки доброты» проводятся для школьников всех возрастов – от 7 до 18 лет. Проект «Уроки доброты» - это цикл занятий из 5 уроков, проводимых на одном классе. В целом, на этих занятиях дается информация о существующих физических, социальных и психологические барьерах, которые мешают людям с инвалидностью быть полностью включенными в наше общество. Оптимальным является вариант, когда занятия проводятся молодыми людьми с различными формами инвалидности. Школьники имеют возможность формировать свое отношение к людям с инвалидностью, общаясь с ними напрямую: задавать интересующие их вопросы, осматривать различные реабилитационные приспособления. «Уроки доброты» проводятся по методическим пособиям, разработанным РООИ «Перспектива» г. Москва при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) на основе занятий по пониманию инвалидности, проводимых в калифорнийских школах организацией KIDS (Keys to introducing Disability to Society Project). Апробация этих уроков прошла в ряде школ разных регионах России: Архангельск, Владикавказ, Волгоград, Воронеж, Москва, Пермь, Самара и др. Ведущие этих уроков – педагог МБУ ДО ДДТ в инвалидной коляске Аракчеева Т. Г. и волонтеры отряда «Открытое сердце». На «Уроках доброты» рассматриваются следующие темы:
- знакомство с особенностями жизни людей с инвалидностью;
- толерантное отношение к людям с инвалидностью;
- подходы к пониманию инвалидности.
На «Уроках доброты» используются интерактивные методы обучения: ролевые игры, опросы, обсуждения, просмотры фильмов, конкурсы. Активное включение в игры и обсуждения дает ребятам возможность прочувствовать на себе разные ситуации, в которых может оказаться человек с инвалидностью, и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими своими мыслями. В ходе занятий используется наглядный материал: документальные и игровые фильмы, азбука Брайля, фотографии и т.д., который позволяет детям лучше запомнить и усвоить новые понятия или приспособления. Основные методы работы с классом: • мини-лекция; • игровые упражнения; • ролевые игры; • фокусированная дискуссия; • мозговой штурм; • просмотр и обсуждение видеофильмов; • совместная работа в малых группах; • индивидуальная работа (выполнение домашнего задания). Также одним из методов реализации Проекта является проведение родительского собрания по введению в программу «Уроков доброты». Это необходимо для того, чтобы родители были в курсе происходящего в классе и смогли понять и поддержать своих детей. Данное собрание включает в себя знакомство с ведущим этих уроков – педагогом Дома детского творчества Татьяной Аракчеевой, волонтерским отрядом «Открытое сердце», мини-лекцию об инвалидности, просмотр мультфильма «Про Диму», игру-имитацию и, конечно, ознакомление с программой «Уроков доброты».
Уроки доброты 2016-2017Уроки доброты 2017-2018