circle-checked

6 волонтеров готовы помогать

Границы языка – границы мира!

Границы языка – границы мира!

category-iconНаука

Организатор проекта

organizer-photo
Лаборатория лингвистической антропологии ТГУ
Страна: Россия
Основной регион: Томская область
Охват проекта по регионам:
Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Алтай, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия, Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермский край, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Забайкальский край, Ярославская область, Москва, Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Запорожская область, Республика Крым, Севастополь, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская область
Показать полностью
Срок реализации: Бессрочно

Руководитель проекта

Владимирова Валерия Евгеньевна
младший научный сотрудник
phone-icon
+7-961-096-60-52
socials-item

Описание

Научное волонтерство в рамках проекта стартовало совместно с Центром популяризации науки "Гранит науки" Томского государственного университета.

За последние годы значимость знания иностранных языков сильно выросла. Иностранный язык становится обязательным в учёбе, работе и повседневной жизни, что создаёт условие для повсеместного билингвизма.
Множество исследований современной когнитивной лингвистики посвящается влиянию языков на категоризацию объектов действительности. Растёт количество публикаций, в которых обсуждается влияние строения языка, его грамматики, на восприятие мира. На фоне активизации гендерных исследований во второй половине XX века внимание многих исследователей привлекает влияние гендерной категоризации в языке, находящее отличное и непоследовательное выражение в разных языках.

Зачем оно нужно? Мы хотим узнать, как человек воспринимает мир вокруг себя. В частности, нас интересует, насколько влияет родной язык на восприятие мира на неродном или втором языке. Насколько влияют условия усвоения второго языка — в детстве в семье \ в школе \ на работе, а также активность использования второго\неродного языка. В нашем случае второй язык — русский язык.
Мы считаем, что умение говорить на двух языках влияет на то, как наш мозг обрабатывает информацию о родах существительных. Кроме того, это взаимодействие зависит и от других языковых и речевых факторов.

Показать полностью

Цели проекта

Нашей целью является определение влияния фактора билингвизма на когнитивную обработку грамматической категории рода существительных носителями русского языка как родного и билингвами.
Для реализации данной цели нам необходима помощь следующих групп участников:
 1. Носители русского языка как родного;
 2. Татарско-русские билингвы, хакасско-русские билингвы;
 3. Узбекско-русские билингвы;
 4. Китайско-русские билингвы;
 5. Таджикско-русские билингвы.
Вы нам подходите, если Вы говорили на родном языке в детстве в семье, а сейчас говорите только по-русски; если Вы начали учить русский язык в школе; если Вы начали учить русский в университете или используете его для работы и учебы, но большую часть времени говорите на родном языке.

Показать полностью

Результаты проекта

26 ноября 2022 года было проведено очное пилотное мероприятие по сбору данных для исследования. На сегодняшний день собрано уже более 250 анкет разных групп участников, различного возраста, пола и национальностей. Зарегистрировано 5 РИДов.

Показать полностью

Теги

лингвистика
билингвизм
тгу
бихевиоризм
когнитивныенавыки

Партнёры проекта