circle-checked

13 волонтеров готовы помогать

Экосистема городских сервисов "Цифровой Петербург"

Экосистема городских сервисов "Цифровой Петербург"

category-iconВетераны и Историческая память
category-iconДети и молодежь
category-iconЖивотные

Организатор проекта

organizer-photo
СПб ГУП "СПб ИАЦ"
Страна: Россия
Основной регион: Санкт-Петербург
Охват проекта по регионам:
Санкт-Петербург
Показать полностью
Срок реализации: Бессрочно
socials-itemsite-icon

Описание

В основе Экосистемы городских сервисов «Цифровой Петербург» (Экосистема городских сервисов, Экосистема, ЭГС) лежит принцип открытости данных, которые годами и десятилетиями накапливались в государственных информационных системах города, но согласно опросу, проведенному СПб ГУП «СПб ИАЦ» в 2020 г., большинство жителей не в курсе их существования и возможности применения для решения каждодневных задач.

С целью упрощения гражданам доступа к городским услугам и удовлетворения их потребностей была разработана Экосистема – 239 полезных сервисов для жителей Санкт-Петербурга, созданных правительством региона и партнёрами https://petersburg.ru.

ЭГС – это новый удобный механизм предоставления цифровых сервисов с помощью расположения их в одном месте, с точки зрения граждан – это навигатор по взаимодействию с городской властью.

Разработанная ролевая модель Экосистемы позволяет структурировать сервисы по потребностям, а также упростить пользователю поиск нужной услуги.

На первых этапах реализации проекта был сформирован список социальных ролей гражданина. Далее для каждой роли был задан вопрос: «А с какими проблемами Я (как родитель или как пенсионер) могу столкнуться?». Затем был сформулирован набор потребностей для каждой роли. Конечный результат разработки ЭГС – добавление в Экосистему сервисов, удовлетворяющих все потребности для каждых ролей.

Экосистема городских сервисов включает:

- Перечень сайтов, приложений и чат-ботов, рассортированный по ролевой модели, благодаря которой жители и гости Санкт-Петербурга могут пользоваться актуальными городскими цифровыми сервисами, получая персонифицированную информацию без использования персональных данных.

- Каталог открытых городских данных.

Каждый участник ЭГС получает своё: жители – удобные и актуальные городские услуги; разработчики – доступ к программным интерфейсам (API) государственных информационных систем и партнёров; владельцы сервисов – возможность расширить свою аудиторию.

Выстроенные партнёрские отношения с крупнейшим ИТ-бизнесом позволяют реализовывать сервисы на площадках, востребованных почти у всех жителей региона (ВКонтакте, Яндекс.Карты, Телеграм и др.).

Экосистема была создана в декабре 2021 г. Ключевым этапом стала разработка мини-приложения «Я здесь живу», функционал которого в настоящий момент расширился до 9 сервисов: «Мой питомец»; «Красивые места», «Уборка дорог», «Спорт во дворе», «Сообщения по ЖКХ», «Афиша событий», «Кружки и секции», «Я за экологию», «Блокада Ленинграда».

Вплоть до настоящего времени система развивается, пополняясь новыми актуальными функциями.

К концу 2023 г. в систему войдут еще 12 сервисов, и будут разработаны 6 сервисов для мини-приложения «Я здесь живу».

Также ЭГС включена в список пилотных проектов по переводу на единую цифровую платформу «ГосТех» в 2023 г., что свидетельствует о её высокой оценке на уровне Правительства РФ.

Показать полностью

Цели проекта

Проект направлен на решение проблемы недостаточной осведомленности граждан о существующих государственных сервисах и услугах, а также сложности поиска материалов, чтобы определить для себя порядок действий в той или иной жизненной ситуации.

Интернет-пользователи общаются в разнообразных тематических сообществах и группах (один двор, один район, один класс, один вуз и т.д.), где зачастую обсуждаются актуальные проблемы взаимодействия жителей и города.

Сегодня для решения таких вопросов граждане вынуждены либо переключаться на традиционные онлайн-ресурсы (государственные сайты и мобильные приложения), либо решать вопрос в режиме офлайн (в МФЦ, в органе власти).

Основная цель проекта – это обеспечение информацией наибольшего количества жителей города о возможностях, которые им предоставляет администрация, оптимальным способом – на едином портале https://petersburg.ru и на площадках, где зарегистрировано подавляющее большинство граждан (социальные сети, мессенджеры).

Логика функционирования ЭГС начинается именно с потребностей жителей, для удовлетворения которых создаются цифровые сервисы. Помимо этого, город обладает открытыми данными, а Экосистема собирает их в одном месте – в разделе портала api.petersburg.ru. Существующие сервисы подключаются к базам данных посредством АРI, откуда получают широкий набор данных о городе. Следовательно, можно представить логику ЭГС в виде трехуровневой схемы: потребности – данные – сервисы. Таким образом, для достижения цели проекта и была разработана и внедрена уникальная ролевая модель.

В основе данной модели лежат социальные статусы (например, «Я – родитель», «Я – работник, «Я здесь живу» и др.). Роль представляет собой набор норм/правил взаимодействия и ожидаемых паттернов поведения. Каждый человек в течение дня находится в разных ролях. Использование ролей в ЭГС дает возможность идентифицировать себя с конкретной группой и выбрать для себя нужный сервис.

Реалистичность цели заложена в использовании открытых данных городских систем и создания сервисов на площадках, где присутствует целевая аудитория, где им удобно, где они уже привыкли проводить время (ВКонтакте, Яндекс.Карты, Телеграм и др.).

Конечная цель проекта – это привлечение всех представителей целевых групп (жителей города от 18 до 70 лет, которые имеют полную гражданскую дееспособность и обладают базовым уровнем цифровой грамотности), к использованию Экосистемы. Для этого в рамках ЭГС созданы панели индикаторов (дашборды), на которых отображается количество уникальных посетителей в неделю – 2,5 млн., к 2024 – 2025 гг. планируется увеличить данный показатель до 3, 5 млн.

Чем больше горожан будет вовлечено во взаимодействие с городом через предлагаемые ЭГС механизмы, тем эффективнее органы власти смогут решать проблемы, волнующие подавляющую часть жителей.

Показать полностью

Результаты проекта

Результаты проекта по итогам 2022 г.

- Количество жителей, которые воспользовались сервисами Экосистемы – 2,5 млн.;

- Количество созданных сервисов – 9;

- Количество представленных на портале сервисов – 239;

- Количество участников стратегических сессий – 383 (из них 148 руководителя управлений и отделов ИОГВ);

- Количество новых сервисов для Санкт-Петербурга, разработанных на базе ЭГС в рамках конкурса «Код Петербурга» июнь – октябрь 2022 (будут представлены на портале) – 20;

- Количество городских навыков для Алисы, разработанных в рамках онлайн-хакатона сентябрь – октябрь 2021 (некоторые из них внедрены в ЭГС) ‒ 18;

- Количество созданных чат-ботов – 31.

В проект регулярно добавляются сервисы и API, поэтому заложенная модель позволяет продолжить наполнение и обогащение данными без дополнительной или долговременной разработки.

В качестве партнеров привлекаются различные цифровые площадки, обладающие своей целевой группой и заинтересованные в повышении качества предоставляемых услуг. Для стартапов участие в ЭГС дает доступ к новой большой аудитории.

Экосистему городских сервисов можно по праву назвать самым открытым для горожан проектом, который в 2022 г. получил серьезное развитие – за год количество сервисов выросло с 61 до 239.

Проводимые в рамках проекта стратегические сессии позволили презентовать представителям профильных предприятий, управлений и отделов ИОГВ актуальные потребности жителей Санкт-Петербурга (предоставленные Центром управления регионом), обсудить механизмы получения данных для ЭГС и их оцифровки, а также сформировать детальные идеи, направленные на повышение качества жизни в городе, которые после экспертной оценки были реализованы и внедрены.

Организованные конкурсные мероприятия дали возможность получить инновационные решения, которые либо уже внедрены, либо планируется добавить на портал в 2023 – 2024 гг., тем самым сделав его еще более удобным для граждан.

В рамках реализации проекта качественный показатель «доступность предоставления гражданам городских сервисов» был увеличен на 15%.

Пользователи Телеграм могут прибегнуть к помощи 31 чат-бота – от сезонных и событийных до постоянно востребованных ботов МФЦ или посвященных вопросам частичной мобилизации. К чат-ботам, построенным на платформе ISAAK (разработка СПб ГУП «СПб ИАЦ») в 2022 г. обратилось 83 043 жителя, а общая активность (количество запросов) превышает 1,5 миллиона. Самыми популярными чат-ботами являются: МФЦ, Мобилизация, Спорт во дворе, 122, Катки и лыжные трассы.

Показать полностью

Теги

Спорт
Животные
История
Цифровой
Экосистема
Город
БлокадаЛенинграда
Сервис
Экосистемагородскихсервисов
ЦифровойПетербург
ЯЗЖ
Яздесьживу
Спортводворе
Афишасобытий
Язаэкологию
Красивыеместа
Уборкадорог
Цифровыеэкосистемы
Городскиесервисы
Городскоеуправление
ЯРодитель
ЯТурист
Яспитомцем
Язарулем
Япассажир

Партнёры проекта

Фотографии 15

Показать все
Финал хакатона по разработке городских навыков Алисы для Санкт-Петербурга