2 волонтёра готовы помогать
В настоящее время в Ростовской области проживают более 14,0 тысяч детей-инвалидов. В структуре заболеваний, обусловивших детскую инвалидность в регионе, первое место занимают болезни нервной системы и органов чувств − 26,6 %. В данной группе преобладают паралитические синдромы (34,7%) и другие нарушения нервной системы (37,1%). Второе место занимают психические расстройства и расстройства поведения − 24,9%. В данной группе преобладает умственная отсталость (68,6%), а также расстройства аутистического спектра. Третье место занимает группа заболеваний, включающая врожденные пороки развития, деформации и хромосомные нарушения − 11,5%.
Несмотря на эффективность региональной политики, проводимой в отношении семей с детьми, для Ростовской области актуальным является создание системы поддерживающей помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Указанная категория семей ежедневно сталкивается с различными проблемами, наиболее важными из которых являются вопросы преодоления их изолированности, успешной адаптации и социализации, сохраняет свою остроту проблема организации специализированного пространства для детей-инвалидов.
Доступность получения социальных услуг семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обеспечена в каждом районе области. Однако следует отметить, что уход за ребенком-инвалидом или тяжелобольным ребенком является хронической физической и психоэмоциональной нагрузкой для родителей, которые, наряду с потребностью в поддержке специалистов, испытывают потребность в кратковременном перерыве в заботе о ребенке для собственного отдыха и решения текущих проблем. В связи с этим необходимым направлением работы по оказанию активной поддержки родителям, является обеспечение кратковременного пребывания детей, организации их досуга, социализации и адаптации в среде нормотипичных сверстников в каникулярное время, социализация и интеграция в общество.
Инклюзивная детская площадка «Солнечный зайчик» является одним из направлений комплексной программы сопровождения и обучения родителей детей с ОВЗ и инвалидностью, обучения специалистов помогающих профессий и добровольцев эффективным практикам и формам развития, обучения, ухода и взаимодействия с детьми-инвалидами «Академия детско-родительских наук». Проект реализуется в каникулярное время. Основная организационная форма работы с детьми – индивидуальные, групповые занятия и занятия небольшими подгруппами. Продолжительность – 14 рабочих дней (поток).
Периодичность – ежедневно, кроме выходных (не более 3 часов).
Максимальное количество детей в группе – 15, возраст участников – от 3 до 18 лет.
Активное взаимодействие через творческую, познавательную, трудовую деятельность детей-инвалидов с их здоровыми сверстниками, вовлечение в добровольческую деятельность студентов профильных специальностей, способствует формированию социально-бытовых навыков у детей, расширению психолого-педагогических компетенций студентов ВУЗов, профилактике эмоционального выгорания родителей.
Цели:
- Развитие программ отдыха и полезной занятости несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья в условиях городской среды в период летних и осенних каникул, преодоление социальной изоляции семей с детьми-инвалидами, улучшение качества их жизни, поддержка особого родительства, становление инклюзивного общества.
- Организация адаптированной игровой зоны и развивающего пространства для социальной реабилитации, абилитации и социализации семей с детьми-инвалидами и ОВЗ.
- Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, раскрытие дополнительных возможностей несовершеннолетних через взаимодействие с растительным миром, общение, сенсорную интеграцию, творческое и психолого-педагогическое развитие.
- Обучение волонтеров взаимодействию с детьми, детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, с последующим отбором для участия в реализации программы;
- Подготовка (зонирование), озеленение территории учреждения для проведения коррекционно-развивающих и досуговых мероприятий с несовершеннолетними, в т.ч. детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
- Приобретение оборудования с целью создания адаптированной игровой зоны и развивающего пространства для социальной реабилитации, абилитации и социализации семей с детьми-инвалидами и ОВЗ на свежем воздухе, улучшения качества проводимых мероприятий, предотвращения перегрева, тепловых и солнечных ударов, а также соблюдения правил безопасного поведения в дождливую погоду;
- Проведение межведомственной конференции для специалистов помогающих профессий, представителей НКО, родительского сообщества на тему «Создание позитивного инклюзивного пространства в детско-молодежной среде посредством детских инклюзивных площадок»;
- Реализация мероприятий (согласно плана) для личностного развития и обучения детей и подростков с разными формами инвалидности и их здоровых сверстников жизненно важным навыкам коммуникаций в интерактивном формате смен инклюзивной площадки;
- Подведение итогов, проведение областной конференции, с целью тиражирования успешных технологий и форм работы в муниципальные образования Ростовской области.
Этапы реализации проекта
Подготовительный: приобретение и установка оборудования, проведение обучения и отбор волонтеров; формирование списков детей и родителей – участников инклюзивной площадки, взаимодействие с благотворителями; утверждение планов-конспектов специалистов;
Организационный: встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей; распределение волонтеров-наставников; запуск программы; знакомство с правилами жизнедеятельности инклюзивной площадки, проведение инструктажей;
Основной: реализация программы; вовлечение участников в различные виды коллективно- творческих дел; коррекционно-развивающих, досуговых мероприятий, работа творческих мастерских, сенсорная интеграция, выездные мероприятия;
Аналитический: подведение итогов работы площадки; анализ деятельности инклюзивной площадки; апробация и внедрение новых технологий; подготовка к следующему потоку.
Модель детской инклюзивной площадки «Солнечный зайчик» имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику ее работы:
1. Временный характер детского объединения.
2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание на площадке очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся к общению со сверстниками.
3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребенка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата.
4. Изменение позиции ребенка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения, социализация и интеграция в общество.
5. Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха.
6. Четкий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
количество добровольцев, участвующих
в реализации проекта - 150. Их них – количество добровольцев, относящихся к категории:
студенты - 110,
трудоспособное население - 40,
количество благополучателей, получивших добровольческую поддержку - 300;
количество проведенных добровольческих инициатив -15;
количество добровольцев, прошедших образовательные программы - 150;
количество партнеров, привлеченных к реализации добровольческих инициатив - 5;
количество публикаций в социальных сетях о добровольческих инициативах и их результатах - 60;
количество публикаций в СМИ о добровольческих волонтерских инициативах и их результатах - 4;
Снижение социально-психологической напряженности в 120 семьях, воспитывающих в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
Организация досуга семей, воспитывающих детей инвалидов и детей с ОВЗ; повышение уровня адаптации и социализации не менее 100 семей;
Обеспечение присмотра за 80 детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
Формирование у 50 детей с ОВЗ навыков адаптивной физической культуры, инклюзивного спорта, укрепление соматического здоровья, повышение социальной компетентности через толерантное взаимодействие с их 60 здоровыми сверстниками;
Обучение 80 детей-инвалидов и детей с ОВЗ навыкам самообслуживания;
Активизация реабилитационного потенциала 120 семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ за счет обучения их реабилитационным технологиям и вовлечения в процесс реабилитационной деятельности;
Повышение психолого-педагогической компетентности 160 родителей, 150 волонтеров, а также обучение их общению с детьми инвалидами и детьми с ОВЗ;
В связи с тем, что проект круглогодичный и реализуется в каникулярное время, оборудование, приобретенное за счет средств Гранта планируется использовать на регулярной основе. Опыт реализации будет размещен на портале Smarteкa.com для дальнейшего тиражирования в другие субъекты РФ.
Фотографии 1
Показать всеВидео 1
Показать все