Актуальность проекта
обуславливается тем, что интенсивное социально-экономическое развитие страны
невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без
развития их активности, инициативы, способностей. Формирование этих и целого
ряда других качеств происходит, прежде всего, в детские годы через
целенаправленную работу школы, учреждений дополнительного образования,
досуговых учреждений, общественных организаций.
Досуг формирует у ребенка
ощущение ценности собственной личности. Здесь он может избавиться от привычки
действовать по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности,
развивает интересы, усиливает знания в том темпе и объеме, которые
соответствуют его индивидуальным способностям.
Наилучшее самовыражение можно
проявить в свое досуговое время, то есть в то время, которое используется для
сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья
человека, его интеллектуального совершенствования. Досуговые учреждения могут
многое, но далеко не всегда могут удовлетворить все интересы ребят, но это не
всегда и нужно. Отсюда и возникает необходимость выявления и изучения проблем в
организации рационального досуга и определения перспектив дальнейшего развития.
Объем свободного времени детей сегодня определяется, в основном, на основе
статочного принципа, в зависимости от насыщенности учебных программ. Менее
всего при этом учитываются возрастные и индивидуальные потребности самих детей.
Школьники все более настойчиво заявляют о своих правах, интересах, нуждах, и не
только заявляют, но и находят пути их удовлетворения.
Асоциальное поведение детей
проявляется преимущественно за стенами школы в свободное или самостоятельно
освобождаемое от учебных занятий время. Это обуславливает необходимость
изменения отношения к свободному времени детей и подростков, создания
цивилизованной системы его организации.
В структуре свободного времени
подростков достаточно специфическим видом деятельности является игровая
деятельность, которая в содержательном плане рассматривается в части
эмоционально - нравственной выраженности отношения личности происходящим
событиям, в том числе и к самой себе.
Именно поэтому, роль игровой
деятельности в сфере свободного времени и досуга подростков чрезвычайно велика,
так как она органично входит в общую систему деятельностного воспитания в сфере
свободного времени. Она хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто
компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт,
труд, игра, общение взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную
сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие в сфере
свободного времени и досуга.
Досуговая программа для детей
и молодежи по месту жительства – это совокупность мероприятий, обеспечивающих
организацию свободного времени, отдыха и разумного досуга детей и молодежи с
учетом современных тенденций развития социально-клубной работы с детьми и
молодежью по месту жительства, профилактику негативных явлений, детской и
молодежной преступности, развитие и совершенствование экспериментальной работы
и инновационных процессов в молодежной сфере.
Актуальным является подготовка
досуговых программ, привлечение детей к развивающим формам досуга, формирование
через досуговые программы по месту жительства здорового образа жизни,
устойчивой жизненной позиции, снижение уровня наркотизации и преступности среди
детей и молодежи, детской безнадзорности, предупреждение девиантной
направленности в развитии личности детей и молодежи разного возраста, коррекция
межличностных и внутрисемейных отношений. Именно на это направлена работа
проекта «Мы вместе». Таким образом актуальным является подготовка волонтеров
для работы с детьми по месту жительства.
Игровой вид деятельности,
реализуемый волонтерским отрядом «дворовых инструкторов» проекта «Мы вместе», в
содержательном отношении предполагает овладение опытом проведения и организации
досуговых программ по месту жительства, актуализации интересов молодежи и
инновационными технологиями работы с детьми и подростками.