Болезнь ребенка, лечение (различные процедуры, операции и манипуляции), нахождение в условиях лечебно-профилактического учреждения (больницы), особенности течения заболеваний, относительное (иногда полная) изоляция от сверстников формируют синдром госпитализма (совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и от дома).
Все вышеперечисленное для детей является выраженной психотравмирующей ситуацией. Дети переживают изолированность от людей, чувство неопределенности. Им трудно поделиться своими проблемами, это требует от них многих усилий. Кроме того, обнаружены истинное недопонимание их родителями и конфликты с воспитателями. В группе детей с заболеваниями в фантазиях ребенок всегда рисуется героем, побеждает. Тревога и страх более конкретные, а окончания придуманных историй - счастливое. Дети относятся к обследованиям с опаской и тревогой. Во время текущих бесед больные пассивны, держатся обособлено и сдержанно; или же наоборот назойливы. По наблюдениям исследователей эмоциональное реагирование на болезнь больше зависит не от нозологической формы заболевания, а от личностных особенностей детей и поведения родителей.
К большому сожалению, в отделениях не предусмотрены квалифицированные психологи. В некоторых отделениях нет даже воспитателей, и работа по адаптации ребенка к психотравмирующим факторам не проводится.
Детям, находящимся на лечении в больницах и клиниках, необходима помощь в социализации и адаптации. При этом работа должна осуществляться как с ребенком, так и с его родителями. Частично эти функции выполняет врач. Хотя следует отметить, что он, по долгу своей профессиональной деятельности, уделяет больше внимания лечению заболевания.
Учитывая остроту проблемы и высокую потребность в оказании помощи детям-пациентам лечебных учреждений был разработан социальный проект «Дети – детям» (далее Проект), который рассматривался организаторами как долгосрочный и социально-значимый.
Деятельность Проекта направлена также на развитие личностных и профессиональных качеств будущих врачей (в особенности, педиатров), которые, получив ценный опыт общения с ребенком со стороны психоэмоциональной поддержки, смогут уделить этому аспекту больше внимания в своей работе. Участие в данном Проекте дает возможность осознать, что каждый из нас может подарить другому человеку шанс на полноценную жизнь, вовремя поддержав его.
Целью организации является: Психологическая поддержка детей, получающих лечение в лечебных учреждениях города Санкт-Петербурга, создание положительного микроклимата в отделениях больниц и клиник для скорейшего выхода ребенка из состояния болезни. А также активное вовлечение обучающихся в волонтерское движение, содействие развитию личностных и профессиональных качеств будущих врачей на основе добровольчества.
За время существования проекта количественные показатели вовлеченных в работу волонтеров растут каждый год, на момент 1.02.2019 года их количество достигает 426 участников.
Наш проект расширяет сферу своей деятельности, мы организуем поездки в большее количество медицинских учреждений, чем в прошлые годы.