В лагерь «Звонкие голоса» МИНСОЦЗАШИТЫ Московской области, расположенный в Клинском районе Московской области, в 8 километрах от дома-музея А.П. Гайдара, приезжают на отдых дети и подростки из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Семья - один из важнейших воспитательных институтов, значение которого в формировании личности трудно переоценить. В настоящее время неуклонно растёт количество семей, попавших в силу различных причин в трудную жизненную ситуацию. Это неполные семьи, семьи с детьми-инвалидами, семьи с низким уровнем доходов, подверженные алкоголизации и наркомании, не имеющие возможности трудоустроиться, семьи, не выполняющие обязанности по воспитанию детей. Как посодействовать, поддержать и направить подростков из этих семей летом в лагере?
Работа с каждым подростком, оказавшимся в кризисной ситуации - это не обеспечение "психологического комфорта" и "избавление от страданий", это помощь в принятии жизни во всех её проявлениях (не исключая страдания), преодолении жизненных трудностей и, через переосмысление отношения к себе, другим, миру в целом, научение принятию ответственности за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивному преобразование жизненной ситуации.
Очень важный этап работы с трудной ситуацией – рассмотрение ее как возможности приобретения нового опыта, нового качества, понимание ее смысла и обучающего воздействия.
Поддержку, ответы на мучающие вопросы и пути решения проблем можно найти в книгах, если знать, что и как читать. Книги могут оказать помощь в принятии вызова ситуации, нахождении смысла, переключении с рассуждений «что я теперь могу ждать от жизни?» на размышление «что теперь жизнь ждет от меня?», переходе от вопросов «за что?» и «почему?» к поиску решений «что делать в конкретной ситуации». Главная задача – восстановление контроля над происходящим.
Основная идея - помочь подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации (ТЖС), отдыхающим в ДОЛ «Звонкие голоса», прийти в состояние готовности к изменениям через работу добровольцев библиотеки, помощника вожатого, дружеские отношения с ребятам клуба «Огни Москвы», через активное чтение и обсуждение прочитанного, участие в разработке и реализации новых интересных форм пропаганды книги и чтения, увлекающих современных подростков.
В Москве - читатели библиотеки № 179, дети и родители – участники интеллект-клуба «Огни Москвы» ГБУК г. Москвы ЦБС ЮЗАО, пожелавшие выехать волонтерами в ДОЛ «Звонкие голоса»
В Московской области:
1. Дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 7 до 17 лет, отдыхающие в лагере «Звонкие голоса» – 4 смены по 300 человек (всего 1200).
2. Дети и подростки от 6 до 17 лет - контрольные группы подростков-волонтеров клуба «ОГНИ МОСКВЫ»
3. Взрослые люди, работающие педагогами, вожатыми в лагере – 4 педагогических состава по 40 человек (всего 160).
а также родители, опекуны, волонтеры, педагоги, психологи библиотек ГБУК г. Москвы «ЦБС ЮЗАО», преподаватели МГППУ, «Школа юного психолога» при факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
Контрольные группы: 12-14 лет - младшие подростки; 15-17 и 18-25 лет - вожатский состав, 26-60 лет – педагоги-воспитатели лагеря
Что вы делаете для реализации проекта?
В марте-июне ребята прошли подготовку.
В июне-августе добровольцы библиотеки и вожатые ДОЛ выполнили следующую работу:
• Сформирован фонд библиотеки ДОЛ.
• Подготовлены списки летнего чтения.
• Подобраны при помощи читателей и отправлены в лагерь книги.
• Сформирован календарь юбилейных литературных и памятных дат.
• Разработаны сценарии мероприятий по возрастам.
• Ведется подготовка презентаций викторин, брейн-рингов, квестов.
• Организован летний читальный зал.
В июле 2019 г. в Клину и ноябре 2019 г. в Москве, в библиотеке № 179 будет проведен интеллект-форум «Гайдару, салют!»
Продолжится литературно-исследовательская работа по изучению истории добровольческого движения.
Город Клин – родина массового добровольческого движения в России. Именно здесь в 1940 году А.П.Гайдаром написана книга «Тимур и его команда», которая подняла миллионы мальчишек и девчонок на участие в тимуровском движении. Тимуровское движение предшествовало современным российским волонтёрским организациям. Его по праву можно считать школой добровольчества для подростков. Мы, как сотрудники библиотеки, с уверенностью можем сказать, что ни одно литературное произведение в мире не стало таким мотиватором, школой альтруизма и жизни для нескольких поколений молодежи страны. В 2020 году исполнится 80 лет книге «Тимур и его команда», а в 2019 году исполняется 115 лет со дня рождения А.П.Гайдара, научившего подростков, исправлять ошибки, приносить посильную помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Цель программы – создание системы подбора, отбора, обучения и профессиональной поддержки добровольцев (волонтеров)–подростков.
Задачи:
• создание «Школы добровольцев-подростков»
• разработка и реализация пилотного проекта по профориентации, профпросвещению, подбору, отбору и обучению добровольцев (волонтеров)–подростков для библиотек и детских оздоровительных лагерей России
• объединение возможностей государственных, общественных организаций, родителей и заинтересованных граждан для обучения добровольцев (волонтеров)–подростков формам и методам оказания помощи и поддержки людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации
• профессиональная поддержка добровольцев-подростков
• формирование кадрового резерва для библиотек и детских оздоровительных лагерей России, основанной на продвижении ценностей альтруизма, профессионализма, сохранения психического здоровья через просветительскую и образовательную деятельность
Ожидаемый социальный эффект от деятельности вашего проекта
Повысится заинтересованное отношение к чтению. Увеличится количество детей, записавшихся в библиотеку, книговыдача, количество качественных отрядных мероприятий. В ряды добровольцев придут подростки их числа отдыхающих детей. Силами подростков в лагере будет создан интеллект-центр в который войдут игротека, библиотека, музей истории лагеря, клуб добровольцев. Будет создан кадровый резерв для педагогического отряда лагеря. Созданы предпосылки для формирования педагогического отряда волонтеров, которые в дальнейшем смогут распространять волонтерские программы в других лагерях, школах, учреждениях дополнительного образования.
Две смены в лагере будут тематическими (вторая – «Гайдар шагает впереди!» и четвертая – «Добровольцы, вперед!»), что повысит привлекательность лагеря для детей и родителей, разнообразит программу, насытит ее интеллектуально, увеличит разнообразие видов деятельности, привлечет новых подростков в добровольческое (волонтерское) движение.
В 2018 году проект проводился на базе ДОЛ имени А.П. Гайдара РФЯЦ-ВНИИЭФ
Для участия в проекте было подготовлено на базе библиотеки 14 добровольцев, выехавших для обеспечения работы библиотеки, летнего читального зала. В лагере за 3 смены был подготовлены – 61 доброволец. В библиотеку записалось – 710 дей из 1096 отдыхающих в трех сменах.
Проведены – 72 консультаций по детско-родительским отношениям для родителей и опекунов.
Создано и проведено -181 мероприятие. Участие в которых приняли - 5994 человека.
Проводились: конкурсы, викторины, беседы, библиотечные уроки, встречи с волонтерами различных направлений, мастер-классы, флеш-мобы, квесты, лекции, брифинги, спектакли.
Как отмечают коллеги, родители и опекуны нам удается добиваться улучшения психологического климата, гармонии в отношениях не только в лагере, но и в семьях воспитанников. Об этом свидетельствуют отзывы родителей, размещенные на сайте www.ognimoscow.ru. Родители отмечают у детей - участников программ интеллект-клуба «Огни Москвы» формирование гуманистического отношения к окружающей среде, бережному отношению к родным и близким.
Психологи наблюдают у детей сформировавшийся навык обращения к психологу для решения проблем, умение формулировать психологическую проблему, справляться с жизненными стрессами, способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств, улучшение взаимоотношений с членами семьи и сверстниками. Проявляется устойчивый интерес к книгам, мотивация к чтению и профессиональной подготовке.
• готовится к изданию учебно-методическое пособие
«Подсядь на игру!» сборник игр для современных подростков.
• «Современные аспекты подбора, отбора и подготовки вожатых для детских оздоровительных лагерей России»;
• разрабатываются учебные пособия, планы по подготовке добровольцев-волонтеров.