В настоящее время социальная ситуация в Усть-Вымском районе Республики Коми характеризуется наличием большого количества неблагополучных семей, в которых родители не исполняют своих обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению детей. По данным Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МР "Усть-Вымский" в районном банке данных семей, находящихся в социально опасном положении на 01.01.2018 года, состоит - 29 семей, в которых воспитываются 52 несовершеннолетних, семей "группы риска" - 73, в которых воспитываются 131 несовершеннолетний; на 01.06.2019 год – семей, находящихся в социально опасном положении - 21, в них воспитываются 46 несовершеннолетних, семей "группы риска" - 48, в них воспитываются 87 несовершеннолетних.
Несмотря на снижение количества таких семей, проблема неблагополучия остается актуальной. Дети, живущие в семьях, находящихся в социально опасном положении и "группы риска" видят негативные семейные отношения, негативные жизненные установки родителей и воспроизводят их в общении со сверстниками, что приводит к росту детской преступности. Одним из эффективных методов профилактики правонарушений в подростковой среде является организация позитивного, интересного досуга. В связи с тем, что досуг семей, находящихся в социально опасном положении, семей группы риска не организован, а зачастую вообще отсутствует; дети бесконтрольно проводят время на улице. Для улучшения ситуации в семьях, возникла идея –организовать позитивный семейный досуг, обогатить совместную прогулку детей и родителей – поиском «интересных фото моментов» и обсуждениями, рассказами, яркими эмоциями между своими сверстниками. Между родителем и ребенком наступает тесная связь, ребенок становится более внимательным, раскрывает свои творческие способности, проявляет интерес к окружающему миру.
В ходе личных встреч, бесед организуем активность семьи в выходной день. Разъясняем для родителей и детей тему проекта, и сроки выполнения работы. Создаем мотивацию, ориентируем детей и родителей на конечный результат – создание фотовыставки и индивидуальный рассказ ребенка перед группой сверстников.
В выходной день родители и дети с телефоном или фотоаппаратом, выходят на прогулку, выискивая объекты заданной тематики: экологическая, историческая, трудовая и т.д. Важно, чтобы родители передавали ребенку телефон или фотоаппарат и он самостоятельно делает снимки, а родитель наблюдает за ним. На данном этапе родители активно общаются с детьми, проявляют доверие в выполнении задания , совместно познают интересные моменты из истории села, жизни людей, живущих в селе, достопримечательностей.
Приходя домой, родители вместе с ребенком отбирают самые удачные кадры, готовят рассказ о прогулке и совместно оформляют фотовыставку.
Активную работу совместно с семьей проводят специалисты отделения социальной помощи семье и детям.
Специалисты отделения социальной помощи семье и детям в определенный день приглашают родителей с детьми на фотовыставку. Ребенок, чьи работы находятся на фотовыставке встает к стенду и представляет свой рассказ. По окончании представленных работ, специалист подводит итоги и слово предоставляет родителям. Родители видят результат труда своей семейной фотокоманды; дети гордятся, комментируют, и показывают свои работы. Родители, не принимавшие участие, возможно заинтересуются и примут участие в следующей «фотопрогулке выходного дня».