В основу проекта заложены следующие принципы:
- системность: система корпоративного волонтерства выстраивается с учетом миссии и ценностей организации;
- ресурсообеспечение: для проведения волонтерских мероприятий используются ресурсы организации (коммуникационные каналы, материальные и кадровые ресурсы);
- профессионализм: специалисты-добровольцы имеют высокий уровень профессиональных компетенций, которые помогают решать разнообразные задачи при реализации добровольческих проектов;
- внимание и поощрение: применяются нематериальные методы поощрения добровольцев (повышение квалификации, организация свободного времени, вручение благодарственных писем, присвоение звания «Герой года» на уровне организации, публикация статей об активных волонтерах в сети Интернет);
- командообразование: участие сотрудников в волонтерской деятельности объединяет трудовой коллектив и улучшает психоэмоциональный климат в учреждении.
Проект реализуется по следующим направлениям волонтерства:
- социальное: оказание адресной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации; семьям мобилизованных, военнослужащих; беженцам; гражданам, пострадавшим от природных катаклизмов, чрезвычайных происшествий; бездомным и пр. (проведение акций по вручению новогодних подарков, школьных принадлежностей с привлечением социальных партнеров; сбор и предоставление для нуждающихся гуманитарной помощи в виде продуктовых наборов, предметов первой необходимости, одежды, обуви и т.д.);
- экологическое: организация и проведение экологических мероприятий (уборка, благоустройство и озеленение территории, заповедников; организация раздельного сбора отходов, экологическое просвещение населения);
- патриотическое: оказание помощи ветеранам, участие во Всероссийских акциях ко дню Победы, в поддержку специальной военной операции на Украине, оказание помощи и поддержки военнослужащим, мобилизованным, членам их семей (приглашение к участию в культурно-массовых мероприятиях на базе учреждения, обеспечение их пригласительными билетами);
- событийное: помощь в организации и проведении мероприятий различного уровня (культурно-массовых, спортивных, образовательных, научных и др.);
- донорство: добровольная сдача крови сотрудниками, популяризация кадрового донорства;
- фандрайзинг: сбор средств на реализацию социальных проектов, оказание помощи гражданам, нуждающимся в дорогостоящем лечении, семьям мобилизованных, беженцев, пострадавшим в результате природных катаклизмов, пожаров, наводнений и т.д., проведение благотворительных аукционов;
- интеллектуальное: оказание профессиональных услуг юристами, психологами, специалистами по работе с семьей в свободное от работы время гражданам, которым не предоставляются услуги в учреждении.
Добровольческая деятельность в учреждениях социального обслуживания существовала всегда в различных проявлениях. Специфика работы учреждений вполне объясняет потребность коллектива в подобной деятельности. Так, инициативные сотрудники Сургутского районного центра социальной помощи семье и детям активно участвуют в таком направлении волонтерской деятельности, как корпоративное.
Цель: повышение уровня жизни семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и эффективности деятельности учреждения с привлечением волонтеров
Задачи:
1. Провести анализ организации добровольческой деятельности в учреждении.
2. Организовать и реализовать комплекс мероприятий по основным видам волонтерства: социальное, патриотическое, событийное, экологическое интеллектуальное, донорство, фандрайзинг, в том числе участие в волонтерской деятельности с использованием портала DOBRO.RU.
3. Развивать социальную ответственность участников целевой группы проекта.
4. Способствовать повышению качества жизни семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.
5. Расширить масштабы взаимодействия с организациями некоммерческого и коммерческого сектора, средствами массовой информации, государственными и муниципальными учреждениями, религиозными и другими заинтересованными организациями.
Реализация проекта корпоративного волонтерства включает следующие этапы:
1. Внедрение системы управления корпоративным волонтерством, которая представляет собой последовательность управленческого цикла: привлечение, мотивация, подготовка, сопровождение, поощрение.
2. Определение уровня готовности сотрудников учреждения к волонтерству и реализация подготовительных мероприятий, проведение качественного и количественного анализа организации добровольческой деятельности в учреждении; запуск информационной кампании по популяризации корпоративного волонтерства.
3. Взаимодействие с руководителями и сотрудниками учреждения, направленное на формирование единого подхода к волонтерству, определение его направлений и глобальных целей; разработка внутрикорпоративного Кодекса волонтера.
4. Планирование: разработка плана волонтерских мероприятий, подготовка базы волонтерских вакансий.
5. Привлечение внутренних и внешних заинтересованных лиц, установление партнерских отношений для реализации проекта корпоративного волонтерства.
6. Реализация конкретных мероприятий по разработанному плану: информирование участников, формирование команды, инструктирование, проведение мероприятий, сбор обратной связи, оценка результатов мероприятия (качественные и количественные показатели, отзывы), подготовка отчета.
7. Мониторинг достижений проекта корпоративного волонтерства, определение эффективности проекта (качественная и количественная оценка, социально-экономическая эффективность; социальный эффект); поощрение активных участников проекта, тиражирование успешного опыта реализации практики.
В рамках проекта «Добро в квадрате» более 700 семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе семей мобилизованных, беженцев, бездомных ежегодно получают помощь корпоративных волонтеров.
В формате pro bono (оказание профессиональной помощи) предоставлены необходимые консультационные услуги 34 гражданам, оказана срочная правовая и психологическая помощь.
Проведены адресные поздравления ветеранов, тружеников тыла, встречи с ветеранами боевых действий; оказана помощь в уборке территорий по месту проживания участников ВОВ; собраны гуманитарные посылки для участников СВО. 125 человек, в том числе сотрудники, члены их семей и получатели социальных услуг, приняли участие в мероприятиях, посвященных Победе в Великой отечественной войне.
12 мероприятий организовано и проведено для несовершеннолетних ко Дню защиты детей, Международному дню пожилых людей,новогодних утренников.
Развивается кадровое донорство, 18% состава сотрудников являются донорами (2022 – 12 сотрудников-доноров со стажем, 2023 – 8 сотрудников прошли первые донации крови), количество доноров среди сотрудников выросло на 7 %, что в определенной степени влияет и на формирование мотивации к здоровому образу жизни.
100 % активных волонтеров прошли курсы на онлайн-университете социальных наук «Добро.Университет», получено более 70 сертификатов.
На портале «Добро.ру» организовано и проведено 12 добрых мероприятий: «Соберем ребенка в школу», «Новогодний подарок от Деда Мороза», «Добрые крышечки», «Батарейки, сдавайтесь!», «День памяти и скорби» и т.д. В мероприятиях приняло участие 109 волонтеров.
Для реализации мероприятий по повышению уровня жизни получателей социальных услуг привлечены дополнительные ресурсы (материальные, кадровые, информационные); ресурсы социальных партнеров. В реализации проекта приняли участие 35 социальных партнеров (представителей общественных организаций, индивидуальных предпринимателей, национальных диаспор и т.д.).
Во время проведения благотворительного аукциона «Весна, Надежда, Доброта», акций «Своих не бросаем», «МыВместе» корпоративными волонтерами собрано более 170 тыс. рублей.
Проведены экологические мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды: раздельный сбор вторсырья, субботники, благоустройство прилегающих территорий, дошкольных учреждений, очистка загрязненных территорий археологического памятника «Барсова Гора» и т.д. Участие приняли 213 человек.
Разноплановость волонтерских направлений практики предоставляет сотрудникам принимать участие с учетом своих возможностей, желаний, компетенций. Доля сотрудников, постоянно участвующих в волонтерских мероприятиях, составляет 60% (64 чел.), доля новичков – 11% (12 чел.). Вовлечены 36 детей сотрудников.
Таким образом, проект выступает как инструмент корпоративной социальной политики, связанный с поддержкой и поощрением добровольных усилий сотрудников по безвозмездному предоставлению своих времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей для решения социальных проблем.