Начиная с 2014 года жители Луганской Народной Республики подвергаются тяжелому психоэмоциональному испытанию, живут в состоянии непрекращающегося стресса. В этих условиях они вынашивают, рожают и воспитывают своих детей. В связи с этим в ЛНР постоянно увеличивается количество детей, имеющих разнообразные отклонения в развитии: задержки психофизического, когнитивного и речевого развития, эмоционально-волевые нарушения, расстройства аутистического спектра и пр. В частности, к 2023 году количество детей с ОВЗ в ЛНР увеличилось на 9,9% и составляет 10,9% от общего числа детей.
Несмотря на то, что на государственном уровне проводится значительная работа по оказанию помощи семьям участников СВО, но вопрос коррекционной психолого-педагогической помощи детям из этих семей стоит очень остро. Разовые консультации родителей у специалистов не решают сложившуюся проблему, в которой часто требуется длительная тщательная работа, а только помогают обозначить ее наличие.
В раннем и дошкольном возрасте связи между клетками мозга являются наиболее пластичными, следовательно основной потенциал умственных способностей человека закладывается именно к 7 годам. К этому возрасту мозг ребенка уже сформирован на 90%, и его последующее развитие все более затрудняется – выработать навыки и умения становится все сложнее и сложнее.
Проект предлагает программу комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями из семей участников СВО. Программа составлена с учетом новейших научных достижений в сфере нейропсихологии, образовательной кинезиологии, логопедии, сенсорной интеграции и поведенческой терапии.
В рамках проекта организуются 20-дневные коррекционные интенсивы для детей установленной целевой группы. В ходе интенсивов дети посещают 10 часов занятий в неделю, в течение 1 месяца, по специально подготовленному, по итогам первого диагностического занятия, индивидуальному маршруту развития. Родители приглашаются на 3-часовые семинары-тренинги, на которых рассматриваются ключевые методики, новейшие приемы и техники для эффективной коррекции нарушений в развитии детей, их обучения и воспитания в домашних условиях. Каждый член семьи участника СВО имеет возможность посещать консультации с нейропсихологом и семейным психологом.
Общественная организация «Семь-Я» с 2004 года работает в области развития, обучения и воспитания детей Луганщины, имеет авторские разработки, проверенные годами успешной работы с сотнями семей: технологии, приемы и методики, пособия для игрового развития детей раннего и дошкольного возраста.
Создание доступных условий для оказания ранней комплексной психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями из семей участников СВО Луганской Народной Республики путем организации и проведения коррекционно-развивающих занятий, с опорой на научные достижения в нейропсихологии и нейрофизиологии, и повышения педагогической грамотности родителей
За год работы проекта, мы привлекли в проект 144 семьи участников СВО. Для каждого из детей проводились месячные курсы комплексных коррекционно-развивающих занятий со специалистами: дефектологом, логопедом, педагогом сенсорной интеграции, психологом. В общем дети участников СВО посетили 2880 часов занятий с педагогами. По итогам нейрокоррекционных курсов занятий, у всех детей наметилась положительная динамика в развитии высших психических функций и моторных навыков. Концентрация внимания увеличилась в 2-3 раза. Наметились изменения в речи: появились новые звуки, слоги, слова и у некоторых даже предложения. У каждого ребенка улучшились мыслительные процессы от появившейся возможности решения мыслительных задач у одних, до возможности понимать и выполнять просьбы. Много внимания уделялось двигательной сфере от развития мелкой моторики и точных движений пальцев рук до ориентировки в пространстве, работе с координацией движений, вестибулярным аппаратом.
Родителям оказывалась экспертная и консультативная помощь. 232 взрослых члена семей участников СВО посетили семинары-тренинги и консультации по вопросам развития, обучения и воспитания детей. Родители получили возможность на практическом чувственном опыте осознать важность грамотного взаимодействия с ребенком для формирования его здоровой психики и гармоничного развития. Научились выстраивать детско-родительские отношения и освоили навыки бесконфликтного общения в семье в повседневной жизни, овладели приемами игрового развития и обучения детей для их дальнейшей благоприятной интеграции в социум. Опираясь на полученные в рамках консультативной работы теоретические знания и практический опыт, родители смогли закреплять результаты посещенных занятий и организовывать занятия с ребенком в домашних условиях.
Фотографии 9
Показать всеВидео 1
Показать все