Награды
Длительное пребывание в больнице, относительная (иногда полная) изоляция от сверстников и родственников нередко ведут к развитию синдрома госпитализма — совокупности психических и соматических расстройств на фоне длительного стационарного лечения. Но даже при кратковременном пребывании дети переживают изолированность от привычной окружающей обстановки, относятся к медицинским обследованиям с опаской и тревогой. Работа по адаптации ребенка к психотравмирующим факторам госпитализации не проводится на системном уровне со стороны медицинских работников, а иногда, наоборот, усугубляет ситуацию (ятрогения). Таким детям необходима помощь в социализации, при этом работа должна осуществляться как с ребенком, так и с его родителями.
Одним из методов психосоциальной реабилитации детей, находящихся в стационарах, является больничная клоунада. Язык клоунады включает в себя многое: игру, юмор, смех. Именно этими способами коммуникации располагает к себе ребенка больничный клоун. Игровая деятельность дает возможность детям «проиграть» свои чувства.
Исследователи в разных уголках мира изучали воздействие больничной клоунады на различные аспекты эмоционального состояния детей.
Использование больничной клоунады способствует положительным изменениям в психоэмоциональном состоянии детей в кризисный период, связанный с госпитализацией, способствуя улучшению психологической адаптации и эмоциональной разгрузке больного ребенка, его социализации в среде сверстников, повышению мотивации детей к приему лекарств и пищи, ослаблению субъективного переживания болевого синдрома при проведении медицинских манипуляций и ослаблению страхов, связанных с ними, снижению общей тревоги как у детей, так и у их родителей. Это делает целесообразным расширение использования метода больничной клоунады в детских стационарах разного профиля.