Социальная грамотность – это развитие в учащихся самопонимания, самоанализа, самокритики, умение эффективно общаться, договариваться, эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми нормами и ценностями, легко адаптироваться к сложившейся ситуации, достигать поставленные цели, проявлять личную инициативу, не бояться брать ответственность на себя.
Анализ существующей практики формирования социальной функциональной грамотности подростков говорит о недостаточной изученности данного вопроса и представленности конкретных практик.
Cоциальная функциональная грамотность является ведущим фактором социализации личности, а значит, появляется необходимость в правильном формировании и развитии социальной грамотности каждой личности.
Цель:
развитие в учащихся умения эффективно общаться, договариваться, отстаивать свои интересы, не нарушая интересы других, формирование способности гибко реагировать на социальные ситуации и разрешать проблемы на основе принятых норм поведения
Данная программа рассчитана на занятия с учащимися в рамках внеурочной деятельности.
Форма работы – классный час, групповой тренинг, интеллектуальная игра, социальный проект, интенсив критического мышления, исследовательская и проектная работа, экскурсия, которые обеспечивают активное участие и творческое взаимодействие учащихся и преподавателя.
Программа разделена на 6 блоков. В каждый тематический блок входят занятия разного вида соответственно целям блока. Каждый блок имеет логическое начало, продолжение и финал. Занятия строятся с учетом чередования теоретического и практического материалов.
После обучения по данной программе учащиеся повысили социальную и правовую грамотность, расширили знания о себе как члене общества и социальных процессах, протекающих в социуме, сформировали готовность применять полученные знания на практике, повысили личностную активность участвовать в социально полезной деятельности.
Успешная апробация программы «Я и мой мир» в рамках внеурочной деятельности позволяет сделать вывод о том, что у учащихся необходимо развивать социальную функциональную грамотность. Актуальность формирования социальной грамотности подростков в современном мире приобретает особое значение. В условиях высокой социальной динамики, неопределенности будущего, нелинейности траекторий взросления, традиционные возрастные трудности социального становления подростка ещё более усугубляются. Для эффективной социализации в неустойчивом мире ребенку требуются дополнительные ресурсы, одним из которых является ориентация в системе социальных отношений, то есть социальная грамотность. Социализация подростков предполагает наличие у них базовых знаний о социальных отношениях, об устройстве общества, о функциях различных социальных институтов. Также интеграция в общественные процессы невозможна без владения навыками общения со сверстниками и взрослыми и взаимопонимания в межпоколенческом диалоге. Социально грамотный подросток способен осознавать и адекватно сложившимся обстоятельствам оценивать факторы социального риска, анализировать ситуацию, в которой он находится, принимать осознанные решения в типичных и нетипичных для него ситуациях, прогнозировать последствия собственных действий или поступков, а также действий и поступков других людей.
Фотографии 6
Показать всеВидео 4
Показать все