1 волонтёр готов помогать
Задумайтесь, почему так стараются в последнее время переписать итоги Великой Отечественной войны?
80 лет прошло с победного мая 1945 года. Однако согласия в оценках Второй мировой войны до сих пор нет. Все эти десятилетия история оказывается «политикой, обращенной в прошлое».
Мы – жители Ломоносовского района столицы. Наш район очень маленький – всего 3.9 кв. км, но он занимает третье место в Москве по плотности населения. А наша библиотека – ГБУ г. Москвы «Атлант» ОСП Библиотека 179 – занимает третье место по посещаемости на Юго-Западе Москвы. Мы являемся культурным центром, любимым местом жителей района. Поэтому наша историческая память, память о Победе советского народа в Великой Отечественной войне, — это основа нашей гордости, объединяющая поколения. И наша священная обязанность — защитить память о людях, которые выиграли эту войну, от попыток нивелировать и обесценить их подвиг. И это вдвойне ответственно, когда речь идет о твоих соседях, людях, которых знал, видел, проживавших в твоем доме, на твоей улице, в твоем районе.
В 90-е гг. снимались мемориальные доски со школ, пионерские дружины которых носили имена героев, закрывались школьные музеи, сократилось издание книг о войне, фонды библиотек не пополнялись книгами о героях Великой Отечественной войны. Вырубались посаженные ветеранами деревья. А сегодня на просторах интернета гуляют уничижительные отзывы о Героях.
Библиотека № 179 смогла создать содружество волонтеров библиотеки для объединения лидеров и жителей района, Совета ветеранов, Муниципалитета, чтобы достойно сохранить память о жителях района Ломоносовский г. Москвы, и продолжает работу по отстаиванию исторической правды и увековечению памяти героев: первого дважды героя СССР П.Г. Кравченко (его именем названа улица в районе), маршала бронетанковых войск, дважды Героя Советского Союза П.С. Рыбалко (его имя носила пионерская дружина школы № 119, где был музей); жителей района Ломоносовский г. Москвы, Героев Советского Союза И.Д. Злыденного, М.П. Одинцова, З.А. Сорокина (его имя носила пионерская дружина 47 школы, на школе была мемориальная доска, работал музей), участника Великой Отечественной войны О.Т. Шедловской — бывшей заведующей нашей библиотекой.
Великий ученый и просветитель, имя которого носит наш район, М.В. Ломоносов, отправил потомкам поучение: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Глубокие знания, построенные на проверенных фактах, помогают сохранять и формировать национальную идентичность и единство народа. Мы проводим интеллект-форум «Юные Ломоносовы», патриотический флешмоб в честь П.Г. Кравченко, литературно-краеведческие экспедиции, при нашем участии высажена аллея Памяти Героя Советского Союза З.А. Сорокина, проведена конференция о жителях Ломоносовского района-участниках войны, ведется работа с семейными архивами, организована выставочная деятельность, направленная на сохранение подлинных артефактов времен Великой Отечественной войны: письма, благодарности и награды, личные вещи солдат.
Программа «Лаборатория правды: Библиотека за историческую справедливость» состоит из проектов «Они для нас не обелиски. Они —сегодняшние мы!», «В бой за культуру: Библиотекари во время Великой Отечественной войны» и «Сохраняя семейные традиции», целями которых является укрепление связи между поколениями, сохранение исторической памяти, углубление знаний об истории страны, военной истории и защите Отечества. Программа способствует формированию сознательной гражданской позиции у молодежи через активное использование библиотечных ресурсов.
Задачи проекта:
1. Продолжить систему мониторинга информации в СМИ и интернете для выявления и противодействия попыткам искажения исторических фактов. Особое внимание уделить постам, нивелирующим значимость подвига жителей нашего района, размещение которых участилось в последнее время.
2. Развить у читателей практические навыки работы с архивными материалами, чтобы предотвратить фальсификации и подмену фактов о подвигах героев-защитников Отечества.
3. Вооружить молодежь проверенными знаниями и умениями, необходимыми для ведения аргументированных дискуссий и осознания значимости подвига героев Великой Отечественной войны.
4. Привлечь внимание к вкладу жителей Ломоносовского района г. Москвы — наших соседей — в дело защиты Отечества.
5. Обучить изучению, сохранению и работе с семейными архивами.
6. Поддержать семейные генеалогические исследования, способствующие формированию национальной идентичности.
7. Проводить краеведческие исследования: стимулировать молодежь к изучению локальной истории, включая сбор воспоминаний о героях войны, проживавших в районе, и их вкладе в дело Победы.
8. Восстанавливать историческую справедливость, возвращая имена героев школам и восстанавливая школьные музеи через пропаганду книг и материалов об этих героях, ориентированных на молодежную аудиторию.
9. Поддерживать волонтерские инициативы, социальную активность и участие в акциях, направленных на помощь ветеранам и их семьям, что способствует формированию у молодежи чувства ответственности и сопереживания.
Проекты программы способствуют осмыслению исторического наследия и активному участию молодежи в сохранении памяти о героях, что, в свою очередь, укрепит чувство патриотизма и гражданского
В результате реализации наших проектов нам удалось достичь значительного прогресса в формировании у молодого поколения критического мышления и умения отстаивать правду о Великой Отечественной войне на основе проверенных фактов и архивных материалов. Накопленные знания мотивируют ребят обращаться к литературе военно-патриотической тематики, совершать больше общественно полезных поступков и внимательнее относиться к соседям и жителям старшего поколения района.
Это особенно важно для формирования национальной идентичности.
1. Формирование критического мышления: мы вышли с предложением в школы района и провели 5 уроков мужества и 17 «Разговоров о важном», используя методы, способствующие развитию аналитических навыков у учащихся. Благодаря нашим технологиям школьники учатся различать надежные источники информации и анализировать факты, что позволяет им отстаивать свои убеждения на основе объективных данных.
2. Противодействие негативному внушению: волонтеры и участники проекта, принявшие участие в интеллект-форуме «Юные Ломоносовы», патриотическом флешмобе и литературно-краеведческих экспедициях, самостоятельно «добыли знания», которые помогают им противостоять фальсификации фактов и распространению мнений о незначительности подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
3. Работа с архивными материалами: с помощью волонтеров библиотеки мы организовали исследования и помогли читателям, жителям района и москвичам обращаться к четырем архивам: Центральному архиву Министерства обороны Российской Федерации, ГБУ «Центральный государственный архив города Москвы», Центральному архиву ФСБ России и Центральному архиву Военно-Морского Флота. Мы собрали первоисточники и рассказы ветеранов, что помогло молодежи лучше понять исторические события, осмыслить их и сделать собственные выводы — это важно для формирования адекватного восприятия исторических реалий.
4. Противодействие распространению ложной информации: сформированные навыки критического мышления и умение анализировать факты позволяют молодым людям более эффективно реагировать на ложные и уничижительные сведения, поступающие из разных источников. Участники проектов научатся не только распознавать дезинформацию, но и аргументированно опровергать её, основываясь на фактах и документированных источниках.
Промежуточным итогом проектной работы стало выступление библиотеки на XI Книжном фестивале «Красная площадь». Мы гордимся проделанной работой, в результате которой молодежь района становится активным и сознательным поколением, способным не только понимать и ценить подвиг своего народа, но и защищать правду о нашей истории от искажений и манипуляций.
Видео 1
Показать все