1 волонтер готов помогать
Опыт реализации мероприятий музея, показал, что посетителям с нарушением слуха и зрения, сложно принимать участие и быть равноправными участниками мероприятий музея. Так, музей за 6 месяцев посетили 4 группы детей с нарушением слуха и зрения, и стало понятно, что в отсутствие тактильных экспонатов, табличек к ним, записи экскурсий с тифлокомментариями, и субтитрами, создают информационный барьер для лиц с ОВЗ, и ограничивают полноценный доступ к информации, и участию в культурной жизни.
Марта Любимова — тифлопедагог, научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО: «Наверное, нет человека, которому не было бы интересно знакомиться с чем-то новым. Любознательность присуща всем — и зрячим, и слабовидящим, и незрячим. К сожалению, далеко не всегда для слабовидящих и незрячих создаются комфортные условия. Поэтому слабовидящие и незрячие зачастую отрицательно отвечают на вопросы о том, любят ли они ходить в музеи, понравилась ли им та или иная выставка, картина, скульптура и т. п. Их позиция закономерна, поскольку в большинстве случаев поход в музей оборачивается для слабовидящих и незрячих в лучшем случае знакомством с произведениями искусства «на слух», когда экскурсовод или зрячие друзья рассказывают о том, что собой представляет та или иная работа. Вряд ли такие описания дают точное представление о картинах, скульптурах и т. п.»
У каждого человека есть право участвовать в культурной и социальной жизни. В рамках проекта «Право на участие в культурной жизни», планируется усовершенствовать экскурсионную работу с незрячими и слабовидящими посетителями музея. В качестве социализации и адаптации проект «Право на участие в культурной жизни» сможет не только обеспечить людям с инвалидностью доступ к своим экспозициям, но и предложить площадку для неформального общения, расширения кругозора, обмена впечатлениями, обеспечить доступ к огромному миру насекомых, информация о которых весьма ограничена рамками школьной программы.
Создать доступную среду в Музее «Насекомые мира» для аудитории с различными нарушениями зрения (посредством изготовления и размещения в общем доступе тактильных копий предметов из постоянной экспозиции музея, тифлоэкскурсий по постоянной экспозиции музея), а также на адаптацию просветительских проектов для аудитории с нарушениями слуха (путем создания роликов с субтитрами для трансляции на интерактивном сенсорном экране, и роликов с субтитрами для аудиогидов).
У участников проекта актуализируются знания и сформируются навыки ведения экологичного образа жизни, модель безопасного поведения в условиях современной жизни, повысится ответственность за сохранность природы родного края, города. Участники проекта выступят не в роли наблюдателя, а станут активными участниками культурной жизни музея, приобщатся к деятельности по решению экологических проблем. Получат знания о роле насекомых в сохранении экологического равновесия в природе, о роле насекомых в культуре, искусстве, музыке, науке. Примут участие в экологических акциях и конкурсах, в результате чего, изменится социальная позиция людей, которые почувствуют себя не только полноценными участниками культурной жизни музея, но и полезными для общества. В ходе реализации программы будет сформирован экологичный подход к жизни. Поскольку от действия каждого из нас зависит будущее всей планеты в целом. Ведь знания простых правил поведения в повседневной жизни, позволяют сохранить природу в будущем.