49 волонтеров готовы помогать
Проект «Наставничество» направлен на улучшение качества жизни и повышение степени социальной адаптации подростков, которые находятся в сиротских учреждениях.
Социальная значимость проекта обусловлена следующими факторами: повышение качества жизни воспитанников детских домов, появление у них заинтересованности и стремления реализовать себя, отказ от иждивенческой позиции, развитие коммуникативных навыков через регулярное общение со взрослым, заинтересованным в личном успехе ребенка.
В результате индивидуального подхода уменьшается количество выпускников, ведущих потребительский и асоциальный образ жизни.
Технология «Наставничество» является актуальным и результативным проектом для детей, которые воспитываются в сиротских учреждениях. Опыт различных организаций и фондов, работающих с детьми в рамках этого проекта, показывает, что данная технология позволяет выстроить взаимоотношения с ребенком, который находится в учреждении. Наставник становится эмоционально значимым взрослым для ребенка, помогает ему адаптироваться к условиям проживания в интернатном учреждении и после выпуска из него.
Также с 2022 года мы занимаемся поиском наставников для детей, оставшихся без попечения родителей от 10 до 18 лет, проживающих под опекой у возрастных бабушек и дедушек, которые испытывают потребность в значимом взрослом — Наставнике и хотят иметь его дружескую поддержку и после 18 лет. Цель данного направления нашего проекта в профилактике отказа опекуна исполнять свои обязанности и профилактике помещения ребенка в учреждение. В силу большого возрастного разрыва опекун и ребенок часто не могут найти общий язык, опекуну может быть сложно уделять ребенку внимание, которого он требует (опекун часто не может заниматься с ребенком спортом, показывать ему современный мир, учить пользоваться современными гаджетами). И все это берет на себя наставник, который вместе с ребенком узнает что-то новое, посещает мероприятия, пробует то, что ребенку было недоступно ранее.
Данная технология была создана в виде методического пособия для того, чтобы помочь другим организациям и фондам, которые хотят реализовать подобный проект, успешно его развивать.
В настоящее время проект «Наставничество» реализуется в 30 регионах России: более 1700 наставников в разных городах общаются со своими подопечными, многие из которых уже выпустились из сиротских учреждений и начали самостоятельную жизнь. В каждом регионе проекта есть команда, состоящая из куратора и психолога, которые ведут работу по поиску волонтеров-наставников, подбору и сопровождению пар (помощь в адаптации, разрешение сложных и конфликтных ситуаций). Проект “Наставничество” реализуется
Планируется, что до конца 2024 года в проекте будет более 1800 пар наставник-подопечный.
Цель
Улучшение качества жизни, успешная самореализация, социальная адаптация и интеграция во взрослую жизнь воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и детей-сирот, проживающих в замещающих (опекунских) семьях в возрасте от 12 до 18 лет посредством длительного общения с наставниками и формирования поддерживающей среды. Профилактика социального сиротства и предотвращение возвратов в систему сиротских учреждений.
Задачами Проекта являются:
1) придерживаться правил Проекта;
2) выстраивать длительные доверительные отношения между Наставниками и детьми;
3) подготовить детей к выпуску из учреждения и оказать им необходимую помощь в самостоятельной жизни;
4) оказать поддержку в развитии потенциала детей, определении и достижении их актуальных жизненных целей;
5) ежегодно оценивать динамику социализации подопечных.
*под социализацией мы понимаем – успешную адаптацию в обществе в совершеннолетнем возрасте, возможность самостоятельно устраивать свою жизнь, не иметь регулярных проявлений девиантного поведения
За время реализации проекта фонд разработал механизм реализации, который включает в себя этапы:
- продвижение идеи наставничества и привлечение кандидатов
- отбора, подготовки и обучения наставников,
- выстраивания взаимоотношений с учреждениями, где проживают дети и с местными органами власти,
- подготовки детей к участию в проекте,
- подбор пар,
- знакомство наставника и ребенка,
- система поддержки пар и закрытие пар, при необходимости,
- сопровождение наставников на протяжении всей дружбы с подростком
- разработка индивидуального плана развития ребенка совместно с наставниками
- ежемесячное отслеживание динамики отношений в каждой паре психологами проекта
- тимбилдинг в проекте,
- оценка эффективности проекта через обратную связь от детей, наставников и сотрудников учреждений, где проживают дети и выпускники,
- тиражирование практики в другие регионы страны.
Целевые группы:
• Дети, оставшиеся без попечения родителей от 12 до 18 лет, проживающие в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, которые испытывают потребность в значимом взрослом — Наставнике и хотят иметь его долгосрочную поддержку и после выпуска из учреждения.
• Дети, оставшиеся без попечения родителей от 10 до 18 лет, проживающие в замещающих (опекунских) семьях, которые испытывают потребность в значимом взрослом — Наставнике и хотят иметь его дружескую поддержку и после 18 лет
.• Волонтеры-наставники, старше 24 лет, прошедшие обучение и отбор, у которых есть возможность видеться с подопечным как минимум 1 раз в неделю. Как правило, наставники – это люди с активной жизненной позицией, готовые бесплатно помогать тем, кто в этом нуждается. Среди наставников большинство женщин (около 95%), в основном в возрасте 35+ и имеющие высшее образование.
На май 2024 года в проекте участвуют 1700 волонтеров-наставников.
В 2023 году проводилось уже 8-е исследование проекта.
Оценка эффективности и результативности велась по 5 параметрам:
- Динамика развития проекта
- Удовлетворенность участников работой проекта
- Качество отношений наставника и подопечного
- Текущее влияние на качество жизни подопечного
- Влияние проекта на адаптацию во взрослой жизни
В 2023 году в исследовании приняли участие 83% наставников и 51% детей от общего числа пар из 20 регионов России. Это 665 наставников и 365 детей. Также были опрошены 204 сотрудника учреждений. Всем трем группам кураторы и психологи проекта задавали одни и те же вопросы, а позже их ответы сопоставлялись. А также были опрошены 237 выпускников центров помощи детям.
Один из показателей – удовлетворенность участников работой проекта – описывает ответ на вопрос «Рекомендовали бы вы участие в проекте своему другу?»:
82% наставников и 97% детей однозначно рекомендовали бы.
Еще одним показателем успешного взаимодействия считаем то, что 91% наставников и 96% детей выразили желание продолжить общение друг с другом.
Не менее важный показатель – то, как наставник влияет на жизнь ребенка “здесь и сейчас”.
Влияние наставников на жизнь детей исследовали через 12 основных сфер:
- Здоровье
- Эмоциональная поддержка
- Бытовые навыки
- Налаживание отношений с другими людьми
- Налаживание отношений с родственниками
- Учеба
- Семейные ценности
- Профессиональное ориентирование
- Финансовая грамотность
- Зависимости
- Половое просвещение
- Правовая грамотность
Результаты исследования показали, что присутствие неравнодушного взрослого в жизни ребенка, проживающего в центре помощи детям, в значительной степени влияет:
- по мнению детей на три основные сферы – эмоциональная поддержка, налаживание взаимоотношений с другими людьми и улучшение бытовых навыков
- по мнению наставников они влияют на семейные ценности своих подопечных, оказывают им эмоциональную поддержку и помогают в учебе и профессиональном ориентировании, а также в вопросах финансовой грамотности.
237 молодых людей из 20 регионов присутствия нашего проекта, где пары были созданы 2-3 года назад, приняли в нем участие и рассказали о своей жизни. У 193 чел. Был наставник на момент выпуска, у 44 чел. Наставника не было.
Наставники играют значительную роль в жизни выпускников, потому что:
- процент выпускников, которые продолжают учиться в учебных заведениях, с наставниками больше, чем у выпускников без наставников - 55% против 21%,
- выпускники с наставниками больше знают о своих юридических правах (в том числе по жилищному вопросу) (36% против 3%)
- 47% выпускников отмечают, что наставник более значим после выпуска из учреждения
- 20% выпускников без наставника, хотят, чтобы он у них появился
Фотографии 13
Показать всеВидео 5
Показать все