circle-checked

49 волонтеров готовы помогать

Проект "Наставничество"

Проект "Наставничество"

category-iconДети и молодежь
category-iconНаставничество

Организатор проекта

organizer-photo
Благотворительный фонд "Солнечный город"
Верифицирована
Страна: Россия
Основной регион: Новосибирская область
Охват проекта по регионам:
Республика Башкортостан, Республика Алтай, Удмуртская Республика, Чувашская Республика - Чувашия, Алтайский край, Красноярский край, Хабаровский край, Астраханская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Пермский край, Рязанская область, Самарская область, Свердловская область, Смоленская область, Томская область, Тюменская область, Челябинская область, Забайкальский край, Тамбовская область, Иркутская область
Показать полностью
Срок реализации: Бессрочно
socials-itemsocials-itemsocials-itemsite-icon

Описание

Проект «Наставничество» направлен на улучшение качества жизни и повышение степени социальной адаптации подростков, которые находятся в сиротских учреждениях. 

Социальная значимость проекта обусловлена следующими факторами: повышение качества жизни воспитанников детских домов, появление у них заинтересованности и стремления реализовать себя, отказ от иждивенческой позиции, развитие коммуникативных навыков через регулярное общение со взрослым, заинтересованным в личном успехе ребенка.

В результате индивидуального подхода уменьшается количество выпускников, ведущих потребительский и асоциальный образ жизни.

Технология «Наставничество» является актуальным и результативным проектом для детей, которые воспитываются в сиротских учреждениях. Опыт различных организаций и фондов, работающих с детьми в рамках этого проекта, показывает, что данная технология позволяет выстроить взаимоотношения с ребенком, который находится в учреждении. Наставник становится эмоционально значимым взрослым для ребенка, помогает ему адаптироваться к условиям проживания в интернатном учреждении и после выпуска из него.

Также с 2022 года мы занимаемся поиском наставников для детей, оставшихся без попечения родителей от 10 до 18 лет, проживающих под опекой у возрастных бабушек и дедушек, которые испытывают потребность в значимом взрослом — Наставнике и хотят иметь его дружескую поддержку и после 18 лет. Цель данного направления нашего проекта в профилактике отказа опекуна исполнять свои обязанности и профилактике помещения ребенка в учреждение. В силу большого возрастного разрыва опекун и ребенок часто не могут найти общий язык, опекуну может быть сложно уделять ребенку внимание, которого он требует (опекун часто не может заниматься с ребенком спортом, показывать ему современный мир, учить пользоваться современными гаджетами). И все это берет на себя наставник, который вместе с ребенком узнает что-то новое, посещает мероприятия, пробует то, что ребенку было недоступно ранее.

 Данная технология была создана в виде методического пособия для того, чтобы помочь другим организациям и фондам, которые хотят реализовать подобный проект, успешно его развивать.

В настоящее время проект «Наставничество» реализуется в 30 регионах России: более 1700 наставников в разных городах общаются со своими подопечными, многие из которых уже выпустились из сиротских учреждений и начали самостоятельную жизнь. В каждом регионе проекта есть команда, состоящая из куратора и психолога, которые ведут работу по поиску волонтеров-наставников, подбору и сопровождению пар (помощь в адаптации, разрешение сложных и конфликтных ситуаций). Проект “Наставничество” реализуется

Планируется, что до конца 2024 года в проекте будет более 1800 пар наставник-подопечный.

Показать полностью

Цели проекта

Цель
Улучшение качества жизни, успешная самореализация, социальная адаптация и интеграция во взрослую жизнь воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и детей-сирот, проживающих в замещающих (опекунских) семьях в возрасте от 12 до 18 лет посредством длительного общения с наставниками и формирования поддерживающей среды. Профилактика социального сиротства и предотвращение возвратов в систему сиротских учреждений.

Задачами Проекта являются:

1) придерживаться правил Проекта;

2) выстраивать длительные доверительные отношения между Наставниками и детьми;

3) подготовить детей к выпуску из учреждения и оказать им необходимую помощь в самостоятельной жизни;

4) оказать поддержку в развитии потенциала детей, определении и достижении их актуальных жизненных целей;

5) ежегодно оценивать динамику социализации подопечных.

*под социализацией мы понимаем – успешную адаптацию в обществе в совершеннолетнем возрасте, возможность самостоятельно устраивать свою жизнь, не иметь регулярных проявлений девиантного поведения


За время реализации проекта фонд разработал механизм реализации, который включает в себя этапы:

- продвижение идеи наставничества и привлечение кандидатов

- отбора, подготовки и обучения наставников,

- выстраивания взаимоотношений с учреждениями, где проживают дети и с местными органами власти,

- подготовки детей к участию в проекте,

- подбор пар,

- знакомство наставника и ребенка,

- система поддержки пар и закрытие пар, при необходимости,

- сопровождение наставников на протяжении всей дружбы с подростком

- разработка индивидуального плана развития ребенка совместно с наставниками

- ежемесячное отслеживание динамики отношений в каждой паре психологами проекта

- тимбилдинг в проекте,

- оценка эффективности проекта через обратную связь от детей, наставников и сотрудников учреждений, где проживают дети и выпускники,

- тиражирование практики в другие регионы страны.


Целевые группы:

• Дети, оставшиеся без попечения родителей от 12 до 18 лет, проживающие в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, которые испытывают потребность в значимом взрослом — Наставнике и хотят иметь его долгосрочную поддержку и после выпуска из учреждения.

• Дети, оставшиеся без попечения родителей от 10 до 18 лет, проживающие в замещающих (опекунских) семьях, которые испытывают потребность в значимом взрослом — Наставнике и хотят иметь его дружескую поддержку и после 18 лет

.• Волонтеры-наставники, старше 24 лет, прошедшие обучение и отбор, у которых есть возможность видеться с подопечным как минимум 1 раз в неделю. Как правило, наставники – это люди с активной жизненной позицией, готовые бесплатно помогать тем, кто в этом нуждается. Среди наставников большинство женщин (около 95%), в основном в возрасте 35+ и имеющие высшее образование. 

Показать полностью

Результаты проекта

На май 2024 года в проекте участвуют 1700 волонтеров-наставников.

В 2023 году проводилось уже 8-е исследование проекта.

Оценка эффективности и результативности велась по 5 параметрам:

- Динамика развития проекта

- Удовлетворенность участников работой проекта

- Качество отношений наставника и подопечного

- Текущее влияние на качество жизни подопечного

- Влияние проекта на адаптацию во взрослой жизни

В 2023 году в исследовании приняли участие 83% наставников и 51% детей от общего числа пар из 20 регионов России. Это 665 наставников и 365 детей. Также были опрошены 204 сотрудника учреждений. Всем трем группам кураторы и психологи проекта задавали одни и те же вопросы, а позже их ответы сопоставлялись. А также были опрошены 237 выпускников центров помощи детям.

Один из показателей – удовлетворенность участников работой проекта – описывает ответ на вопрос «Рекомендовали бы вы участие в проекте своему другу?»:

 82% наставников и 97% детей однозначно рекомендовали бы.

Еще одним показателем успешного взаимодействия считаем то, что 91% наставников и 96% детей выразили желание продолжить общение друг с другом.

Не менее важный показатель – то, как наставник влияет на жизнь ребенка “здесь и сейчас”.

Влияние наставников на жизнь детей исследовали через 12 основных сфер:

- Здоровье

- Эмоциональная поддержка

- Бытовые навыки

- Налаживание отношений с другими людьми

- Налаживание отношений с родственниками

- Учеба

- Семейные ценности

- Профессиональное ориентирование

- Финансовая грамотность

- Зависимости

- Половое просвещение

- Правовая грамотность

Результаты исследования показали, что присутствие неравнодушного взрослого в жизни ребенка, проживающего в центре помощи детям, в значительной степени влияет:

- по мнению детей на три основные сферы – эмоциональная поддержка, налаживание взаимоотношений с другими людьми и улучшение бытовых навыков

 - по мнению наставников они влияют на семейные ценности своих подопечных, оказывают им эмоциональную поддержку и помогают в учебе и профессиональном ориентировании, а также в вопросах финансовой грамотности.

237 молодых людей из 20 регионов присутствия нашего проекта, где пары были созданы 2-3 года назад, приняли в нем участие и рассказали о своей жизни. У 193 чел. Был наставник на момент выпуска, у 44 чел. Наставника не было.

Наставники играют значительную роль в жизни выпускников, потому что:

- процент выпускников, которые продолжают учиться в учебных заведениях, с наставниками больше, чем у выпускников без наставников - 55% против 21%,

- выпускники с наставниками больше знают о своих юридических правах (в том числе по жилищному вопросу) (36% против 3%)

- 47% выпускников отмечают, что наставник более значим после выпуска из учреждения

- 20% выпускников без наставника, хотят, чтобы он у них появился

Показать полностью

Теги

волонтер
Волонтерство
Наставничество
детисироты
наставник

Партнёры проекта

Фотографии 13

Показать все
Документальный фильм "Искра" о жизни после детского дома
Стань другом для ребенка из детского дома
Наполняющая сила поддержки | Анастасия Землянова | TEDxNovosibirsk