«К патриотизму нельзя привыкать – его нужно заботливо воспитывать» Д. С. Лихачев. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Проект «Золотой летописец» - это особая форма работы «Лискинского историко-краеведческого музея» с образовательными учреждениями города и района. В 1991 году общественный Совет музея учредил премию «Золотой летописец». Первым ее лауреатом стал знаменитый лискинский краевед Дмитрий Георгиевич Дегтярев. Дегтярев был учителем истории, первым в районе создал в школе №12 отряд следопытов и начал сбор материалов по истории лискинской земли и самой школы. Так появился первый в районе школьный краеведческий музей. В память о Дмитрие Георгиевиче премия «Золотой летописец» сменила свой формат.
С 2003 года «Золотой летописец» стал проектом, который поддерживает создание, развитие и популяризацию школьных музеев, активизирует поисковую и учебно-исследовательскую работу учащихся. В городе Лиски и районе действуют 40 школ и 42 дошкольных образовательных учреждения. С 2003 года по настоящее время количество музеев в образовательных учреждениях увеличилось с 6 до 34. Для того, чтобы стать участником проекта школьный музей должен быть не просто создан – он должен быть эффективным. То есть музею в школе мало «быть» – он должен «работать» и стать важной составляющей учебно-воспитательной работы в урочной и внеурочной деятельности, причем вне зависимости от комплектности школы и размера населенного пункта. Школьный музей – это исток этих исследований и изысканий. Он выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций. Поэтому, изучение истории и традиций родной земли через исследовательскую работу в школьном музее – важный и значимый элемент системы обучения. Школьные музеи как явление на данном этапе развития общества нуждаются в дополнительной идейной и общественной поддержке. Детям и молодежи нужно объяснять, что музей школы не может и не должен конкурировать с маститыми историческими центрами и интернет-ресурсами. Школьные музеи имеют различную направленность: краеведческие, музеи русского быта, военные, музеи одного Героя. Есть даже музей для совсем юных железнодорожников и музей капусты. Сотрудники музея оказывают помощь в оформлении экспозиций, создании статей и очерков по краеведческой тематике, инициируют участие руководителей музеев и активистов-школьников в фестивалях, семинарах и конференциях разных уровней.
В 2021 году планируется создание сайта проекта «Золотой летописец» с интерактивной картой музеев города Лиски и Лискинского района.
Показать полностью