В формирование современной гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, эта работа является эффективным комплексным видом воспитания и социализации личности. Важным и необходимым звеном учебно-воспитательного процесса и рассматривался ежегодный летний поход как разновидность туризма. Туризм как форма активного отдыха полезен каждому ребенку. Для детей туризм — это способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для руководителей это средство лучше узнать своих бойцов трудового отряда и активнее повлиять на их развитие. Кроме того, это прекрасный способ наглядного изучения истории родного края. Ведь краеведение носит творческий характер. Туристическая подготовка – немаловажная часть подготовки туриста-школьника. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, историческом прошлом, знакомством с наиболее интересными объектами, уникальными природными комплексами, формированием у ребят умений и навыков в организации и проведении наблюдений с их последующей обработкой и анализом. Она помогает воспитанию в душе у ребенка с самого раннего возраста любви к Родине. Задачи проекта заключаются в следующем: 1. Знакомство с малой родиной, особенностями ландшафта, животного и растительного мира, формирование общих представлений о временах года, об изменениях в природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об её охране. Развивается мыслительная деятельность. 2. Преодоление походных трудностей подталкивает учащихся к развитию морально волевых качеств, стремление к общей цели - прохождению маршрута всей группой как одной командой, развитие взаимопомощи и взаимовыручки. Так же участие в соревнованиях по спортивному туризму способствует развитию физической подготовки учащихся, в первую очередь это навыки связанные с координацией движений, выносливостью, способность к грамотному распределению собственных сил и планированию нагрузок. Подготовка к походу, проработка маршрута подбор снаряжения и тактики прохождения препятствий способствует развитию логического мышления, и сообразительности у учащихся. 3. Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявлять внимание к ближнему, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценивать свои поступки и действия сверстников. Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учиться экономным приёмам работы. Воспитываются такие качества как самостоятельность, аккуратность, ответственность, инициативность, бережное отношение к снаряжению и спортивному инвентарю, забота о природе. Физическая и морально-волевая подготовка помогает детям лучше адаптироваться к конкретным условиям. Общение с людьми разных возрастов способствует приобретению детьми коммуникативных навыков. 4. Экологическая составляющая В рамках проекта планируется: 1. Провести школьникам лекции о технике безопасности, об особенностях туристических походов. 2. Осуществить двухдневный групповой поход в Поднебесные зубья с проведением уборки туристических троп от бытового мусора, которые оставляют туристы. На Поднебесные Зубья бойцы трудового отряда/волонтеры ездят на протяжении 2 лет, как участники экомарафона "Зубочистка. Ребята познакомятся с уникальной флорой и фауной Поднебесных зубей, узнают об истории создания экотерритории, о реликтовых видах растений и животных, обитающих на его территории. В 2019 году более сотни молодых представителей крупных компаний Кузбасса очищали от мусора берега реки Казыр в районе Поднебесных зубьев. А в этом году бойцы трудового отряда МБУ МБТ Ленинск-Кузнецкого городского округа планируют очистку от мусора. В экологической акции примут участие 40 человек (волонтеры -подростки, 30% участников - дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, опекаемые и тд.). Во время похода ребята: - произведут уборку мусора по ходу следования маршрута. - произведут фото- и видео- фиксацию состояния окружающей среды. Под руководством руководителей подростки на собственном практическом опыте научатся правилам отдыха на природе без загрязнения и нанесения вреда окружающей среде. Отснятые фото- и видео- материалы будут использованы организатором проекта для создания социального видеоролика, пропагандирующего повышение ответственности каждого члена общества за сохранение родной природы. Данный видеоролик будет размещен в социальных сетях ВК и в инстаграмм и партнеров проекта с призывом повторять подобные акции.