Согласно исследованию, проведенному Высшей школой экономики, Центром стратегических разработок и партнерством «Новый экономический рост» по заказу Фонда семьи Тиньковых в 2021 году, порядка 10 тыс. человек в нашей стране ежегодно нуждаются в трансплантации костного мозга, при этом в 2020 году было проведено всего лишь 1889 пересадок (tinkovfund.org/research). Только для 20% пациентов удается найти полностью совместимого донора среди родных. Поэтому чаще всего донора ищут в регистрах доноров костного мозга среди незнакомых людей, готовых поделиться своими клетками с больным человеком. В международной базе насчитывается 39 млн доноров из регистров 55 стран мира. В России числится всего около 190 тыс. человек. Пока отечественная донорская база настолько мала, для большинства больных поиск донора ведется за рубежом. Но далеко не всегда удается найти совместимого донора из-за этнического разнообразия населения нашей страны, а для многих больных зарубежный донор недоступен по финансовым причинам. К сожалению, внешнеполитическая ситуация еще больше осложнила доставку трансплантатов из-за границы. Необходимо увеличивать отечественный регистр, но при этом важно гарантировать соблюдение принципов донорства костного мозга: добровольность, анонимность, безвозмездность. Доноры должны быть должным образом информированы и мотивированы, иначе мы столкнемся с последующим отказом от донации. Качество рекрутинга и актуальность данных доноров первостепенны для регистра. В противном случае создание и содержание регистра было бы нецелесообразным как с финансовой, так и с морально-этической точки зрения, поскольку отказ от донации – это потерянный шанс на спасение жизни больного человека. К сожалению, в регистрах госучреждений до большинства доноров просто не могут дозвониться на этапе подбора, то есть после первичного совпадения с пациентом в базе данных (в ряде клиник установить связь не получается почти в 60% случаев). Требуется планомерно работать с общественным мнением, разоблачать мифы и заблуждения, касающиеся донорства, и рекрутировать добровольцев, готовых как пополнить регистр, так и распространять знания о донорстве (wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rak-krovi-chto-my-o-nem-znaem-i-v-chem-oshibaemsja). В том же исследовании авторы выделили топ-5 стимулов для вступления в регистр: уверенность в защите персональных данных, возможность типирования рядом с домом, массовость данной активности, вступление в регистр друзей/родственников/коллег, наличие единого канала для обратной связи и получения информации.